«Все вокруг богатеют, а вы — нет»
Краткий перевод материала автора The New York Times Нелли Боулз о том, как живут молодые люди, заработавшие на криптовалютах.
В избранное
В избранном
В 2017 году биткоин, эфир и многие другие криптовалюты сильно набрали в цене. Новости о небывалом богатстве заполонили медийное пространство.
«Основатель чего-то под названием Ripple стал богаче Марка Цукерберга» или «Акции компании Long Island Iced Tea после их объявления о переходе на блокчейн за день подорожали в пять раз». Множество людей покупают виртуальные монеты на кредитные карты, а инвесторы то и дело сравнивают ситуацию вокруг криптовалют с пузырём доткомов в 1990-е годы.
Криптовалютное сообщество представляет собой тесную группу людей, знакомых друг с другом долгие годы. Они верят, что криптовалюты децентрализуют власть и силу, изменив мировой порядок. Однако статистика, кажется, говорит об обратном.
И можно представить себе реакцию этих ребят, если они потеряют все свои деньги. Они хорошо помнят, кто и когда над ними смеялся.
Джеймс Спедиаччи и его брат Джулиан купили эфиры, когда те стоили по 30 центов. Сейчас братья управляют одной из самых больших площадок для координации действий крупных игроков.
Джеймс показал журналистке скриншот с записью в Facebook, в которой он призывал всех покупать Etherium. Это было в 2014 году. «Один лайк, — воскликнул он. — Всего один лайк».
Криптокрепость
«Я занимаюсь ICO, это действительно моё», — сказал Джереми Гарднер, молодой нахальный инвестор, образец для новичков в мире криптовалют.
Не так давно Гарднер запустил ICO для своей компании Augur. Токены разошлись быстро, и на время стоимость стартапа (при том, что клиентов почти не было) превысила $1 млрд.
Сейчас Джереми Гарднер живёт в так называемом криптозамке, где вместе с ним живут ещё восемь человек.
В одной из комнат даже есть шест для стриптиза. Гарднер растянулся на диване, положив ноги на стол. По его словам, провести ICO можно для чего угодно: он, например, недавно сделал ICO для афтепати одного стартапа.
Раз в год он издаёт 180-страничный журнал о криптовалютах Distributed, а сейчас занимается своим хедж-фондом Ausum Ventures (произносится как слово awesome — классный). Близкие друзья Гарднера, как он сказал, переезжают в Пуэрто-Рико, чтобы не платить налоги. Но сам он никуда уезжать не собирается.
Когда Боулз и Гарднер встретились снова, цена биткоина подскочила до $19 тысяч, и Гарднера слегка потряхивало: «Я не верю, просто не верю. Я готов к тому, что цена рухнет на 90%, тогда я успокоюсь. Просто сумасшествие».
Криптопритон
Неподалёку от криптозамка расположился, как называют его жители, криптопритон.
«Мой мозг кипел от всех этих скачков курса, но сейчас мне уже всё равно. Потеряю ли я разом миллионы долларов — вообще наплевать», — безразлично говорит Грант Хаммер, ещё один молодой инвестор, вложивший $40 млн, которые он заработал на крипторынке, в собственный хедж-фонд Chromatic Capital.
Вместе с Хаммером автор материала встретилась с Джо Баттремом. Ему 27 лет, он занимался смешанными единоборствами — дрался за пару сотен баксов, иногда за пару тысяч. Но больше всего он любит зависать на 4chan и покупать старые порнофильмы. Это увлечения, которые и привели его на крипторынок.
Джо сказал Нелли Боулз, что сейчас в его распоряжении несколько десятков миллионов долларов, он бросил работу и собирается основать хедж-фонд. Уточнять своё состояние Баттрем не стал.
Богатые трейдеры очень мнительны, им постоянно кажется, что их ограбят, ведь криптоденьги не лежат в сохранности на счету в банке. Многие не раскрывают сумм заработка даже родителям. Есть и те, кто хвастается своим состоянием, хотя на деле оно не настолько велико.
«Крипта не прощает ошибок, — говорит Баттрем, — один неверный шаг, и дело с концом».
Они болтают о покупке Lamborghini — единственном приемлемом способе потратить деньги в сообществе Ethereum (основателя валюты нередко изображают в образе Иисуса на автомобиле этой марки). А пока Баттрем арендует суперкар на выходные.
Имя Джеймса Фикела в сообществе Etherium постоянно на слуху. Он известен тем, что вложил в эфиры $400 тысяч, когда они стоили 80 центов. Теперь в распоряжении Фикела сотни миллионов долларов, его родители вышли на пенсию и отправили к Джеймсу его младшую сестру. Сейчас он занимается её образованием.
«Мир меняется, — считает Фикел. — Мы можем избавиться от армий, потому что впервые в истории люди готовы голосовать за мировой порядок. Интернет набирает силу, интернет начинает борьбу. Вот в чём сила блокчейна».
Слышится скептический ответ Гранта Хаммера: «Цена эфира пойдёт вверх — это всё, на что я надеюсь».
Вечеринка
На тусовке San Francisco Bitcoin Meetup Party собрались несколько сотен человек. Многие были одеты в свитеры с логотипами различных криптовалют.
Люди, ответственные за развитие технологий, вели себя осторожнее всех. Питер Велле, один из разработчиков биткоин-технологии, всё время ходил с рюкзаком за спиной.
«Биткоину нужно время для развития, — делится с журналисткой Велле. — К нему приковано много ненужного внимания. Кто-то верит, что биткоин просто не может потерпеть неудачу, что с его помощью можно решить гораздо больше проблем, чем решается сейчас. Биткоин может провалиться. И всех проблем с его помощью не решить».
В ответ на вопрос, стоит ли покупать эту валюту, Велле пожимает плечами: «Понятия не имею!»
Генеральный директор платформы Coinbase Брайан Армстронг не стесняется делиться своими мыслями: «В криптомир хлынул огромный поток людей. Даже если в этом есть момент спекуляции, я спокойно к этому отношусь».
Но на вечеринке собрались не только инвесторы и разработчики. Среди этих людей выделяется Мария Ломели, домработница. По её мнению, банки придумали, чтобы обдирать людей, а государство, которому она платит налоги, кажется, забыло про неё.
Поэтому Мария вложила 12 тысяч личных сбережений в криптовалюты. Может быть, вздыхает она, всё напрасно. Но что-то подсказывает Ломели: нынешнему поколению можно доверять. Однако ей пора уходить — парковка в центре слишком дорогая.
#блокчейн
© vc.ru