Впервые в мире общественный транспорт страны стал бесплатным
На столь радикальные социальные меры правительство Люксембурга пошло в надежде избавиться хотя бы от части дорожных пробок. По количеству личных автомобилей эта небольшая страна опережает всю Европу — свыше 650 машин на тысячу жителей. Кроме того, к местным водителям прибавляются тысячи немцев, французов и бельгийцев из приграничных регионов соседних государств, которые ежедневно приезжают в Великое Герцогство на работу или по делам.
Как сообщает издание 5minutes, несмотря на отмену билетов, пассажирам все равно стоит иметь при себе документы, удостоверяющие личность. Единственное, за что по‑прежнему будут взимать плату — обслуживание первого класса в поездах и несколько ночных автобусных маршрутов. За неиспользованные ранее приобретенные проездные или разовые билеты средства возвращать не планируется.
По мнению чиновников, данное нововведение «пересадит» около 20% автомобилистов на общественный транспорт, а также позволит контролерам сфокусироваться на своих основных задачах — повышении комфорта проезда и безопасности пассажиров. Помимо бесплатного проезда в стране полным ходом идет возведение новых железнодорожных станций и перехватывающих парковок. А до конца 2020 года будет существенно расширена трамвайная сеть.
Социальные меры Люксембурга обойдутся этому государству недешево — только без продажи билетов казна лишится 41 миллиона евро, что составляет около 6−8% бюджета страны. Тем не менее, правительство планирует окупить эти затраты в будущем, за счет снижения издержек (финансовых и временных) граждан на транспорте. Согласно оценкам авторов проекта, 40% люксембургских семей отныне сэкономят по 100 евро в год, а значит смогут потратить эти деньги на что-то более полезное.
Помимо количества личных автомобилей Великое Герцогство лидирует среди европейских стран и еще по одному показателю — инвестициям в транспорт, которые достигают 660 евро на человека в год. Например, к 2030 году планируется перевести весь автобусный парк Люксембурга на электрическую тягу. При этом, лишь треть поездок местных граждан на работу осуществляется на автобусе, а менее 20% — на поезде. Для сравнения, в Париже общественным транспортом на пути до работы пользуются почти 70% горожан.
Эксперименты по отмене платы за проезд в общественном транспорте проводились и проводятся во многих государствах, однако полностью безвозмездным без каких-либо ограничений он становится впервые. До этого самой дружелюбной по отношению к пассажирам была Эстония, где 11 из 15 регионов страны предоставляют возможность зарегистрировать «зеленую карту» и пользоваться автобусами бесплатно.
Обсудить 0