Возможно, вашему ребёнку нужно больше обнимашек. Но их надо уметь давать правильно
Главное — не бояться спрашивать и не настаивать.
«Хороший контакт помогает успокоить нервную систему и играет важную роль в регулировании эмоций», — говорит Лиза Дамур, клинический психолог из Огайо, специализирующаяся на развитии девочек-подростков.
Во времена резких перемен и длительной неопределённости многие дети и взрослые нуждаются в объятиях больше, чем когда-либо. Однако доступ к успокаивающей физической ласке сейчас конкретно сократился — люди стараются держать дистанцию, чтобы защититься от коронавируса.
По словам Дамур, без такого количества игр, занятий спортом и возможностей для общения со своими сверстниками, какое было раньше, многие дети могли бы получать необходимый им физический комфорт от своих ближайших родственников. Но не во всех семьях существует одинаковая культура объятий. К тому же из-за других трудностей, которые нас сейчас окружают, семьи могут упускать признаки того, что их детям нужно немного больше тепла и привязанности.
Основной способ узнать, нужно ли сейчас ребёнку внимание — предложить ему это. Иногда дети могут просто не думать даже о том, что им очень не хватает именно ласки, физического контакта или какого-то другого соучастия. А младенцы, ещё даже не умеющие говорить, могут просто быть не в состоянии это вербализировать.
Точно так же, как дети различаются в том, как они сообщают о своей потребности в привязанности, они могут различаться в том, какую заботу они хотят получить. Это может быть небольшая милая записка в их ланч-боксе, просмотр фильма в обнимку на диване или совместное залезание в крепость из одеял.
Объятия должны быть для них и только для них
Лиза Дамур подчёркивает, что одним из наиболее важных компонентов хорошей, полезной физической привязанности является руководство ребёнка. Это должно быть именно его желание и ваше искреннее чувство, а не просто объятия, потому что взрослые этого хотят.
«Это будет иметь эффект, противоположный тому, что мы хотели бы для детей, — сказал Дамур. — Такое отношение не успокаивает, а вызывает тревогу».
По словам Шэри Мэдиган, клинической психологини и доцентки кафедры детского развития Университета Калгари в Канаде, именно здесь на помощь приходит чтение реплик ребёнка. Если вы видите, что ваш ребёнок испытывает стресс или расстроен, возможно, пришло время расширить его эмоциональный словарный запас. Стоит подойти к нему и спросить прямо: «Как дела? Могу ли я чем-нибудь помочь?», подчеркнула она. Если вы видите, что ребёнок запутался или нервничает, потому что не может подобрать правильные слова для описания своего состояния (возможно, он просто ещё их не знает), подскажите ему: «Ты чувствуешь, как у тебя в груди образуется будто какой-то комок? Это напряжение?».
Авторка образовательных книг для детей Сюзанна Бархерс говорит, что расширение телесной автономии детей важно для того, чтобы сделать объятия эффективными и успокаивающими. «Я думаю, что этот разговор должен проходить в комфортной обстановке, когда родитель спрашивает, в зависимости от возраста ребёнка, что ему удобно, — упоминает Бархерс. — Мы не хотим пугать детей, поэтому в разговоре стоит уточнить: «Что такое хорошее объятие? Что такое плохое объятие?»