Вот почему ваш ребенок плохо читает: научное объяснение
А когда вы научились читать? Расскажите в комментариях о первой книжке, которая вас впечатлила!
Нейробиологи из Массачусетского технологического института (MIT), США, обнаружили: типы трудностей при чтении у студентов с более низким социально-экономическим статусом (СЭС) и лежащие в их основе мозговые сигнатуры отличаются, если сравнивать с людьми, чей СЭС выше. В новой работе ученые исследовали более 150 детей во время выполнения ими связанных с чтением заданий. Анализируя снимки МРТ участников исследования, ученые показали, что трудности обычно объясняются различиями в способности собирать звуки в единое целое. Этот навык известен как «фонологическая обработка».
Проблемы с чтением у детей
Трудности, возникающие у учащихся с низким уровнем СЭС, лучше всего объяснялись различиями в их способности быстро называть слова или буквы, задачами, связанными с орфографической обработкой или визуальной интерпретацией слов и букв. Это дополнительно подтвердили активацией мозга во время фонологической и орфографической обработки. Различия между студентами разных статусов предполагают, что разные типы вмешательств могут быть необходимы для разных групп детей, говорят ученые. В исследовании также подчеркивается важность включения широкого диапазона уровней СЭС в изучение чтения или других видов академического обучения.
«В области неврологии мы склонны полагаться на удобные выборки участников, поэтому большая часть нашего понимания нейробиологических компонентов чтения в целом и нарушений чтения в частности, как правило, основана на семьях с более высоким СЭС», — говорит Рэйчел Ромео, ведущий автор исследования. «Если мы посмотрим только на эти нерепрезентативные образцы, у нас может сложиться относительно предвзятое представление о том, как работает мозг».
Исследования детей, испытывающих трудности с чтением, в основном проводившиеся в среде с более высоким СЭС, показали, что аспект чтения, с которым они больше всего борются, — это фонологическая осведомленность: понимание того, как звуки объединяются в слово, и как звуки могут быть разделены, чтобы сделать новые слова. «Это ключевой компонент чтения, а трудности с фонологической обработкой часто являются одним из признаков дислексии или других нарушений чтения», — говорит Ромео.
Лечение детей
По словам исследователей, существует множество возможных причин, по которым более низкий СЭС может привести к трудностям в орфографической обработке. Это может быть меньшее знакомство с книгами дома или ограниченный доступ к библиотекам и другим ресурсам, способствующим распространению грамотности. В исследовании, проведенном в 2017 году, Ромео и его коллеги обнаружили, что вмешательство в летнее чтение, направленное на то, чтобы помочь учащимся развить сенсорные и когнитивные процессы, — было более полезным для учащихся из семей с низким СЭС, чем для детей из семей с высоким СЭС.
«Мы понимаем, что есть две основные причины, из-за которых дети с трудом учатся читать в младших классах. Одна из них — различия в обучении, в первую очередь дислексия, а другая — социально-экономическое неблагополучие», — писали тогда ученые. «Независимо от того, почему ребенок страдает, ему нужно образование и внимание, поддержка. Исследования могут помочь нам адаптировать образование под каждого ученика».