Вокруг пульсаров могут существовать потенциально жизнепригодные планеты

c62b738f6b8da99fd0378f0aa192e3f4_ce_984x

В поисках потенциально жизнепригодных миров астрономы, как правило, прежде всего сравнивают условия существования изучаемой экзопланеты с Землей. Чем больше сходств, тем больше вероятность, что планету можно будет причислить к потенциально пригодным для жизни. Очевидно, что системы со звездами солнечного типа в этом смысле привлекают больше внимания, нежели системы крошечных быстро вращающихся пульсаров. Однако в новом исследовании специалисты рассчитали, что вокруг этих нейтронных звезд все же могут существовать жизнепригодные планеты — правда, при очень специфических условиях.

Графен оказался источником бесконечной энергии: революция в энергетике

Ученые повернули время вспять: квантовая теория против термодинамики

К счастью для нас, Земля вращается вокруг Солнца в пределах так называемой зоны обитаемости, или зоны жизни. Это условная область вокруг звезды, в пределах которой планеты могут поддерживать температуру, необходимую для существования воды в жидкой фазе.

Как правило, не превышающие в ширину 30 км, пульсары (звезды, состоящие в основном из нейтронной сердцевины) практически не излучают тепло или видимый свет; постоянно «пульсируя», они являются источником радио-, гамма-, оптического и/или рентгеновского излучений. Таким образом, хотя экзопланеты и находили вокруг пульсаров, астрономы считали условия на этих планетах малопригодными для возникновения жизни.

Чтобы проверить, так ли это, исследователи из Кембриджского и Лейденского университетов постарались рассчитать, может ли пульсар иметь зону обитаемости. Об исследовании кратко сообщает портал New Atlas.

Астрономам удалось установить, что такая зона действительно может существовать (и даже быть такой же протяженности, как расстояние между Солнцем и Землей). Однако планета, на которой теоретически могла бы возникнуть жизнь при таких условиях, должна быть суперземлей, то есть обладать массой, превосходящей массу Земли (но меньшей, чем у газовых гигантов).

При этом такая суперземля должна иметь чрезвычайно плотную атмосферу (в миллион раз плотнее таковой у Земли), которая смогла бы защитить поверхность планеты от «бомбардировок» рентгеновскими лучами и высокоэнергетическими частицами. Такая атмосфера сможет преобразовать энергию в тепло, тем самым компенсируя недостаток тепла, исходящего от пульсара. По словам исследователей, из-за атмосферы поверхность такой гипотетической планеты напоминала бы дно земного океана.

Проверяя данную идею, астрономы изучили пульсар под названием PSR B1257+12. Он находится примерно в 2 300 световых годах от нас и является родительской звездой для трех планет (которые, к слову, были первыми открытыми экзопланетами). Специалисты установили, что, действительно, две из них, обладая 4−5 земными массами, являются суперземлями и находятся в зоне обитаемости.

Как отметил соавтор исследования Алессандро Патруно (Alessandro Patruno), температура на этих экзопланетах может быть подходящей для существования на поверхности воды в жидком состоянии, однако неизвестно, имеют ли они соответствующую, чрезвычайно плотную атмосферу.

Исследование было опубликовано в журнале Astronomy & Astrophysics.