Военные планеры: сага о крылатых "троянских конях" мировой войны
По сравнению с самолетом планер имеет целый ряд недостатков. В первую очередь это невозможность взлетать самостоятельно: планер можно запустить с помощью другого летательного аппарата, наземной лебедки, порохового толкача или, например, катапульты. Второй минус — серьезно ограниченная дальность полета. Конечно, в 2003 году пилот-рекордист Клаус Олманн на сверхлегком Schempp-Hirth Nimbus умудрился преодолеть в одном свободном полете 3009 км, но дистанция полета обыкновенного планера даже сегодня едва ли превышает 60 км.
Что уж говорить о военных временах, когда материалы и конструкции были значительно примитивнее! Наконец, еще один значимый минус — ограничение по массе. Чем тяжелее планер, тем хуже его летные характеристики, поэтому обвесить подобную машину вооружением от кабины до хвоста не получится. Тем не менее плюсы — бесшумность, дешевизна и простота в изготовлении — всегда привлекали военных инженеров.
Сумрачный гений
Наиболее известной историей с военным применением планеров была, конечно, попытка Рихарда Фогта, знаменитого своим нетривиальным мышлением (чего стоил, например, асимметричный истребитель!). Как ни странно, главный конструктор Blohm und Voss отталкивался вовсе не от дешевизны конструкции (она стала побочным эффектом), а от необходимости уменьшить истребитель. Точнее, его фронтальную площадь, поскольку обычные самолеты все чаще расстреливались противником «в лоб». Осуществить свою идею Фогт решил достаточно оригинальным способом — избавившись от двигателя.
Предложение Фогта было принято в 1943 году, а к весне 1944-го планер Blohm und Voss BV 40 был готов к испытаниям. Конструкция была предельно проста: кабина из бронелистов (самый мощный, лобовой, имел толщину 20 мм), фюзеляж из клепаного железа и деревянная хвостовая часть, элементарные крылья (деревянный каркас, обшитый фанерой). Планер чем-то напоминал знаменитые японские самолеты, предназначенные для камикадзе, — таким ненадежным и странным он казался окружающим. Еще более удивляло, что пилот в BV 40 не сидел, а лежал на животе, упираясь подбородком в специальную стойку. Зато обзор у него был потрясающий: перед ним находилось достаточно большое стекло — бронированное, 120-миллиметровое.
Так или иначе, в конце мая — начале июня провели ряд испытаний, и планер показал себя хорошо (Фогт вообще редко ошибался, просто ход его мышления был очень необычен). Несмотря на потерю нескольких прототипов, максимальная достигнутая в ходе испытаний скорость — 470 км/ч — обнадеживала, да и пилоты хвалили устойчивость планера. Другое дело, что все жаловались на крайне неудобную позу: руки и ноги быстро затекали, а полет мог продолжаться довольно долго, особенно с учетом предварительной буксировки.
Предполагалось, что Blohm und Voss BV 40 станет успешным истребителем. Будучи очень компактным и почти незаметным (кстати, полная бесшумность тоже играла свою роль), планер мог приблизиться к самолету противника — в первую очередь расчет шел на тяжелые бомбардировщики B-17 Flying Fortress — на расстояние атаки. А дальше в дело вступали две 30-мм пушки MK 108.
Но все закончилось так же, как и многие другие проекты тевтонского гения. Был дан заказ на партию планеров к весне 1945 года, но уже осенью 1944-го его отменили, а проект скоропалительно свернули. Причины были просты: у теряющей свои активы Германии не оставалось средств на экзотику, в бой шли только проверенные решения. BV 40 так и не успел повоевать.
Военно-транспортная тематика
Проект Фогта был самым известным, но не единственным в истории (такие утверждения нередко можно встретить в сетевых и книжных источниках). Вообще, планеры использовались на войне достаточно часто — и немцами, и союзниками. Только это были, конечно, не экзотические истребители, а вполне обычные военно-транспортные машины, вместительные и построенные по традиционной планерной схеме.
Известными немецкими планерами подобного типа были Gotha Go 242 и гигантский Messerschmitt Me 321. Важнейшие их характеристики — вместимость, дешевизна и бесшумность. Например, рама Go 242 была сварена из стальных труб, а обшивка представляла собой сочетание фанеры (в носовой части) и пропитанного огнеупорной смесью полотна (на остальном фюзеляже). Основной задачей Go 242, разработанного еще в 1941-м, был десант: планер вмещал 21 человека либо 2400 кг груза, мог бесшумно пересечь линию фронта и приземлиться, выполняя функцию «троянского коня» (как метко окрестил машину знаменитый летчик-ас Эрнст Удет). После приземления и разгрузки планер уничтожался. «Тягачом» служил самолет Heinkel He 111, причем одновременно он мог поднимать два «прицепа». Планер Go 242 имел множество модификаций, в том числе с пороховыми толкачами, с лыжами и колесными тележками, с различным вооружением и санитарным оборудованием. Всего было изготовлено более 1500 экземпляров планера — и они успешно показали себя в деле доставки грузов и личного состава на Восточном фронте.
Messerschmitt Me 321 Gigant, также задуманный как одноразовый планер снабжения, оказался менее удачной идеей. Техническое задание подразумевало доставку планером таких грузов, как танки PzKpfw III и IV, штурмовых орудий, тягачей или 200 пехотинцев! Интересно, что первые прототипы делала компания Junkers. Ее творение Ju 322 по прозвищу «Мамонт» оказалось чудовищно неустойчивым в полете. А необходимость использования дешевых материалов при огромной массе (представьте себе размах крыла в 62 м и собственную массу в 26 т!) привела к крайней хрупкости и опасности машины. Опытные «Юнкерсы» разобрали, и знамя подхватил «Мессершмитт». В феврале 1941 года первые образцы Me 321 поднялись в воздух и показали себя неплохо. Основной проблемой стала буксировка планера с 20-тонным грузом на борту. Изначально использовались «тройки» самолетов Ju 90, но для подобной слаженности требовалась высочайшая квалификация пилотов (а ее отсутствие как минимум однажды привело к аварии и гибели всех четырех машин). Впоследствии разработали специальный двухфюзеляжный тягач Heinkel Не.111Z Zwilling. Боевое применение «Гигантов» ограничивалось очень небольшим количеством тягачей и сложностью конструкции (при всей ее дешевизне). Всего было изготовлено около сотни Me 321, более или менее регулярно применявшихся в целях снабжения, но уже к 1943 году программу свернули.
На советских заводах
Интересно совпадение в фамилиях первых советских конструкторов, создававших военно-десантные планеры: три «гр» — Гроховский, Грибовский и Грошев. Именно в КБ Павла Гроховского в 1932 году был построен первый в мире военно-десантный планер Г-63. Но наибольший вклад в создание подобных машин внес все-таки Владислав Грибовский. Его первый буксировочный планер Г-14 поднялся в воздух в 1934 году, и именно он создал один из наиболее массовых советских военно-десантных планеров Г-11. Простейшая деревянная машина вмещала пилота и 11 десантников в полной амуниции. Строились Г-11 из дерева, для взлета использовалось неубираемое шасси, для посадки — лыжа. С учетом того, что с момента поступления приказа на разработку (7 июля 1941 года) до появления собственно планера (август) прошло менее двух месяцев, совершенство конструкции поражало: все летчики-испытатели одобряли характеристики машины, ее полетные качества и надежность. Впоследствии в конструкцию планера вносились многочисленные изменения и усовершенствования. На его базе даже построили мотопланер. Г-11 регулярно использовались для доставки десанта и оборудования в зону боевых действий; иногда планер просто пролетал над территорией, сбрасывал груз, разворачивался и возвращался на точку приземления, откуда его могли забрать. Правда, точное количество изготовленных Г-11 определить трудно: производился он с перерывами, на разных заводах вплоть до 1948 года. В первый период войны (1941−1942 годы) было сделано порядка 300 аппаратов.
Не менее известными планерами военно-десантного назначения были А-7 Антонова и КЦ-20 Колесникова и Цыбина. Если первый был достаточно компактен (вмещал семь человек, включая пилота), то второй стал самым крупным из военно-десантных планеров СССР — вмещал он 20 солдат или 2,2 т груза. Несмотря на то что КЦ-20 было выпущено всего 68 штук, им сопутствовал военный успех. Неоднократно советские планеры успешно перевозили десант за линию фронта (где и уничтожались — цельнодеревянная конструкция хорошо горела). Послевоенным развитием КЦ-20 стал тяжелый Ц-25, выпускавшийся с 1947 года.
Кстати, очень неплохо поработали планеры для снабжения партизан. Они запускались на оккупированную территорию, садились на партизанских «аэродромах», там же и сжигались. Доставляли все: оружие, боеприпасы, смазочные материалы, антифриз для танковых частей и т. д. Говорят, что за всю войну ни одного советского планера не сбили. Вполне возможно, что это правда: даже обнаружить десантный планер крайне сложно, особенно когда он беззвучно летит ночью, а сбить — совсем непосильная задача.
Вообще, советских военно-десантных планеров было достаточно много — как опытных, так и пошедших в серию. Интересным направлением разработок, кстати, были буксировочные планеры, например ГН-8 конструкции Грошева. Такой планер от самолета вообще не отцеплялся, а служил прицепом для увеличения грузоподъемности базовой машины.
Два слова о союзниках
Союзники, в частности британцы и американцы, тоже не были чужды военно-планерной тематики. Например, известным планером был тяжелый британский General Aircraft Hamilcar, способный перевезти легкий танк. В принципе, по конструкции он не отличался от других моделей — максимально легкий, из дешевых материалов (в основном — дерева), но при этом размерами приближался к немецкому «Гиганту» (длина — 20 м, размах крыла — 33). Применялся General Aircraft Hamilcar в ряде британских воздушно-десантных операций, в том числе «Тонга» (5−7 июля 1944 года) и Голландской (17−25 сентября 1944-го). Всего было построено 344 экземпляра. Более компактным (да и более распространенным) британским глайдером тех лет был Airspeed AS.51 Horsa, вмещавший 25 десантников.
Американцы, в отличие от европейцев, не поскупились на количество военных планеров. Самая ходовая их модель, Waco CG-4A, созданная в 1942-м, была изготовлена в количестве, превышающем 13 900 штук! Waco широко применялся в различных операциях как американцами, так и британцами — впервые в Сицилийской операции (10 июля — 17 августа 1943 года). При длине в 14,8 м он мог вместить, помимо двух пилотов, 13 пехотинцев с амуницией, или классический военный Jeep (под размеры которого и проектировался), или другой груз схожей массы.
Вообще десантные планеры на войне применялись повсеместно, существовали десятки систем и конструкций. Да и сегодня нельзя сказать, чтобы это транспортное средство окончательно ушло в прошлое. Основное преимущество планера, бесшумность при достаточной вместительности, позволяет совершенно незаметно проникнуть далеко на территорию противника, а конструкция, почти полностью лишенная металлических деталей, «убережет» от радаров. Поэтому вполне вероятно, что когда-либо тема десантных планеров возродится из пепла. И лишь фантастический истребитель Blohm und Voss BV 40 навсегда останется частью истории.