Вместо дачи на гонки: как “Нива” гоняла в “Дакаре”
Панели из кевлара для снижения общей массы, дурной 3,5-литровый V6, титановые (!) пружины, сдвоенные амортизаторы Bilstein, карбон везде, где только можно, усиленная трансмиссия и заточенная под ралли главная пара — в середине 1980-х раллийная «Нива» имела мало общего с серийным автомобилем. Но это все потом, а пока на старте первого «Дакара» в 1979 году красуется пятерка «Нив», которые от стока отличаются… да ничем вообще не отличаются! Конечно, до финиша из пяти экипажей доковыляли не все, повезло только паре автомобилей, но даже это было огромным достижением в жестком ралли-марафоне для любителей.
«Нива» в первом «Дакаре». Найдите десять… Ну, ладно, хотя бы три отличия от стока
В том же 1979 году в офисе Жака Пока, одного из французских дилеров техники made in USSR, зазвонил телефон. Это были вдрызг измотанные марафоном, но счастливые Кристиан Дюбоск и Пьер-Эммануэль Фрусса — экипаж под номером 107 на одной из двух «Нив», который добрался до финиша своим ходом. У парней закончилась заначка на обратную дорогу, и они попросили Пока оплатить возвращение их командного автомобиля во Францию. Взамен падкому на автоспорт дилеру гонщики готовы были предоставить всю информацию о новом ралли-марафоне. К слову, второй уцелевший экипаж с Пьером Минонзио и Жаном-Луи Леденту по окончанию марафона без сожаления продали свою «Ниву» где-то в Сенегале за сущие копейки и зареклись участвовать в подобных марафонах. Слабаки.
Выслушав вернувшихся во Францию авантюристов, Жак Пок с сыном решили: спортивный PR — идеальная тема для увеличения продаж «Нивы» да и в разы дешевле рекламы. И вот на старт «Дакара» в 1980 году выходит уже не любительская команда из соседнего двора без гроша за спиной, а детище Пока с крутым оснащением и на тот момент пока все еще вазовским 1,6-литровым движком, но уже увеличенной до 110 л.с. мощностью.
Инвестиции тут же окупились. Уже в самом начале второго «Дакара» русская «Нива» команды Lada Poch под управлением Жана-Клода Бриавуана с Бернаром Клериссом на правом сидении показала всем средний палец — лучшее время среди всех экипажей! Бриавуан взял отличный темп: следующий этап, и очередная победа. «Нива» под номером 128 рвала всех в клочья, Бриавуан с Клериссом пленных не брали, им нужна была только победа! Но у передней ступицы со ШРУСом были свои планы.
Сход был обидным, но Жак Пок не считал первый блин комом, а уже вынашивал бюджет для очередной авантюры на следующий год. Программа минимум на «Дакаре-1980» была даже перевыполнена, ведь слава о русском внедорожнике разлетелась далеко за пределы спортивной тусовки, а пресса соревновалась в красивых эпитетах в адрес «Нивы». Французы быстро полюбили набирающий популярность «Дакар», а «Нива» под пыльным соусом ралли-рейда зашла на ура. Да это же рай для любого дилера с эксклюзивными правами!
Прежде чем апгрейдить машину и готовиться к «Дакару-1981» отец и сын Поки тщательно исследовали дебютную боевую «Ниву». Исследовали-исследовали и поняли, что до того классная у Советов вышла конструкция, что апгрейд требовался только подкапотным потрохам. За новым движком Поки обратились к тюнерам из Strakit Competition. Те расточили стандартный мотор до 1,8 литров, что на выходе с прочими плюшками дало 140 л.с. мощности, и агрегатировали его с новой 5-ступенчатой «механикой».
Ставка сыграла. Лихой Бриавуан опять взял классный темп и выиграл первый этап. Правда, на ралли-рейдах мало просто дубасить без оглядки, тут надо еще и ориентироваться по легенде. Подобные упражнения без современного GPS — то еще веселье, так что несколько этапов спустя Бриавуан, пару раз свернув не туда, из лидеров перекочевал в конец гоночного каравана. Думаете, усатый француз опустил руки? Черта с два — он только вдавил правую педаль поглубже!
Этап за этапом автомобиль команды Lada Poch сокращает разрыв с лидерами, пока в буквальном смысле не утыкается в затылок фавориту — Range Rover под управлением Рене Метжа, —, а затем и вовсе валит с ним наравне!
Вот она, победа, вон за тем пригорочком, ходом его взять, и первое место в кармане! Только не доехав до пригорочка у Метжа сдают нервы, и он своим Range Rover бортует «Ниву», вырвав практически из кармана Бриавуана золотую медаль. Lada Poch сделала лужу и встала колом с лопнувшим радиатором. Пока экипаж «Нивы» пытался победить критическую поломку, от него «уехало» и второе место в абсолюте. Но даже бронза для команды Пока была крутым достижением, так что после рейда про некрасивый маневр Метжа все позабыли.
Тот самый финиш. Негодник Метж на Range Rover первый (слева), Бриавуан на «Ниве» третий (справа). Между ними самодельное чудо-юдо Рене Котеля, которому досталось второе место в общем зачете
«Дакар-1982» был знаменательным по нескольким причинам. Во‑первых, в этом году стартовало рекордное количество советских внедорожников — аж 20 штук. Во‑вторых, Поки вывели уже два экипажа на все тех же 140-сильных «Нивах». В-третьих, вредина Метж получил по заслугам — незадолго до финиша у него пробивает картер. Судьба возвращает все долги. И самое главное: несмотря на целый ворох проблем от навигации до трижды лопнувшего колеса, «Нива» команды Lada Poch занимает уже вторую ступень пьедестала!
Что делают Поки? Ну конечно же — считают бюджет на новый сезон «Дакара». От прежней концепции со стоковым мотором решили отказаться. Вместо него под капот «Нивы» Пока имплантируют 2,4-литровую рядную «четверку» Simca JRD. Изначально агрегат был рассчитан на турбонагнетатель, но впоследствие от него решили отказаться — так оно надежнее. Вместе со сдвоенными карбюраторами Weber в максимальной форсировке агрегат выдавал — только сядьте — 215 л.с.
На старте «Дакар-1983» у Lada Poch сразу три экипажа: Жак Пок рассчитывает только на победу. Первым сходит экипаж Мартины де Кортанз. Приятная во всех смыслах белокурая девушка не новичок в ралли-рейдах, которая запросто управляется не только с четырехколесной техникой, но и двухколесной. Увы, против проблем с бортовой электрикой ее опыт оказывается бессилен. Следом из-за технических проблем на обочине рейда отказывается фаворит команды — Бриавуан. Но третий экипаж с Андре Тросса за рулем чертовски технично проводит всю гонку от начала и до конца и оказывается на второй ступеньке пьедестала. Не лидеры, но тоже неплохо.
В 1984 году наступил переломный момент. «Дакар» становился все серьезнее, ставки выше, уровень организации уже не имел ничего общего с той пыткой для гонщиков, которой марафон был в 1979 году. Но и семейство Поков не сидело сложа руки. Они построили навороченную «Ниву», которая уже была больше похожа на спортпрототип, нежели на чуть доведенную до ума стоковую модель. Удлиненный кузов, стеклопластик, аэродинамический обвес, тюнингованные потроха, но главное — мотор. На поковских «Нивах» теперь стоял расточенный движок PRV объемом 3,5 литра и мощностью 280 л.с. Тот самый, который в дефорсированном варианте устанавливали на Delorean DMC-12. Да, «Нива» уже была не та. Что поделать, в «Дакар» подтянулись заводские команды с крутыми парнями и большими деньгами, вроде Porsche.
Lada Poch борется до последнего. По уже отработанной схеме сходит с дистанции сначала один экипаж, за ним и второй. А третий, под руководством Андре Тросса, отчаянно борется, выигрывая этап за этапом, И вот он уже фаворит… пока его не дисквалифицируют. Тросса якобы воспользовался помощью коллег для разведки маршрута. Поков эта возмутительная история совершенно выбила из колеи.
Следующие четыре года Lada Poch преследуют одна неудача за другой. Все больше команд с толстенными кошельками и мозговитыми технарями, «Нивы» семейства Поков стараются соответствовать, но все чаще оказываются в роли догоняющих. Только раз команде удалось добраться до 4-го места в абсолюте 1986 года, но потом по наклонной вниз. Сходы, сходы, сходы… И даже приглашенная звезда — Жаки Икс, тот самый «формульный» гонщик, чья грудь в орденах — не спасает ситуацию. В «Дакаре» 1988 года он сделает кульбит на поковской «Ниве», что станет своеобразной точкой. Советский внедорожник команды Lada Poch продолжит гонять и побеждать в других ралли-рейдах, но не в «Дакаре». Вместе с внезапной смертью основателя «Дакара», этот марафон окончательно перестанет быть тем сборищем небритых авантюристов, каким он был в самом начале.