Власти США заявили об отсутствии планов отключать Россию от интернета
Правительство США не планирует «отключать» Россию от глобального интернета и полагает, что технической возможности для такого шага не существует. Об этом в ходе общения с журналистами 10 марта заявил директор по вопросам глобального взаимодействия Совета национальной безопасности США Сонни Леггетт, передает корреспондент РБК из Вашингтона.
«Отключение России от интернета было бы вредным и неконструктивным шагом во всех смыслах. Мне неизвестно о подобных намерениях со стороны администрации президента [США] и наличии технических средств для такого шага», — отметил чиновник.
Российские власти всерьез обеспокоились проблемой того, что Запад может отключить Россию от глобальной сети интернет, в 2014 году, после введения санкций из-за украинского конфликта. В июле 2014 года Минкомсвязи по поручению президента России Владимира Путина проводила «учения по защите российского сегмента интернета». В них участвовали представители ФСБ, ФСО, Минобороны и МВД и участники рынка, на которых лежит поддержка инфраструктуры рунета: «Ростелеком», Координационный центр национального домена сети интернет (регулирует деятельность доменов зоны.ru и.рф), технический центр «Интернет» и центр взаимодействия компьютерных сетей MSK-IX (крупнейшая в России точка обмена интернет-трафиком, в том числе и трансграничным). Обсуждалась техническая готовность государства к новым возможным санкциям — отключению рунета от глобальной сети извне, рассказывали РБК участники учений. «Звучала угроза отключить Россию от системы SWIFT. А вдруг американским конгрессменам придет в голову отключить Россию от интернета? Нужно выработать перечень защитных мер, он пока неизвестен», — говорил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
По итогам учений в октябре 2014 года прошло заседание Совета безопасности РФ, в котором приняли участие представители Минкомсвязи, Россвязи, Роскомнадзора, а также крупнейших интернет-операторов. И если Минкомсвязи, по данным источников РБК, итогами учений осталось довольно, в Кремле и спецслужбах были убеждены, что «не все в порядке», и призывали «действовать». В начале февраля 2016 года Минкомсвязи разработало законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и статью 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», который предполагает введение контроля над входящим из-за границы на территорию России интернет-трафиком, сообщала газета «Ведомости».
Предложенная Минкомсвязи система позволит отслеживать DDоS-атаки, направленные на Россию, отмечали эксперты, опрошенные РБК. Однако некоторые из собеседников предупреждали, что она также даст возможность «фильтрации» входящего в Россию трафика по аналогии с китайской системой «Золотой щит». Она базируется на анализе трафика, который попадает в Китай всего через три международных шлюза — пекинский, шанхайский и гуанчжоуский. Система блокирует сайты из черного списка по их IP- или URL-адресам, а также при помощи фильтрации пакетов данных по ключевым словам.
Дмитрий Песков называл информацию о планах властей контролировать интернет-трафик «вольным трактованием». Государство не собирается брать трафик под полный контроль — речь идет только о намерении компенсировать «возможные недружественные шаги, направленные на то, чтобы вывести из строя целые сегменты интернета», заверял представитель президента.
США против российской пропаганды
С обострением геополитической обстановки информация стала настоящим оружием, и многие страны, в том числе Россия, совершенствуются в искажении фактов, которые «топятся в дезинформации, а люди теряют правду», объяснил РБК чиновник позицию американского руководства. «Пропаганда со стороны России выливается за ее пределы — в страны бывшего СССР, Казахстан, Азербайджан, Болгарию и др. Методы используются совершенно разные — например, смесь сенсации и правды, просто ложная информация и т.д. При этом Россия сама зачастую становится заложником собственной пропаганды», — считает Леггетт.
По его словам, в США не согласны с мнением о том, что Москва побеждает Вашингтон в информационной войне. «Поскольку бороться с дезинформацией и пропагандой со стороны России все сложнее, мы начали плотнее сотрудничать с коллегами из европейских стран и НАТО, — замечает Леггетт. — Проблема не в том, что мы не знаем, как бороться, а в том, что трудно замерять дезинформацию и пропаганду — источники и конкретное время, степень влияния и т.д.».
© РБК