Визитная карточка Николаева: Музей судостроения и флота
Единственный в Украине музей судостроения и флота был основан в Николаеве 30 июля 1978 года. Старинное здание, в котором размещен музей, является памятником истории и архитектуры конца XVIII — начала XIX веков. Возведенное в стиле раннего российского классицизма, оно служило канцелярией и жильем главных командиров Черноморского флота на протяжении 1794–1900 годов.
В свое время здесь жили и работали адмиралы Н.С. Мордвинов, И.И. де Траверсе, А.С. Грейг, М.П. Лазарев, Г.И. Бутаков, Н.А. Аркас. По делам службы бывали адмиралы Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, В.И. Истомин, Ф.Ф. Беллинсгаузен и другие.
Экспозиция музея размещена в двенадцати залах и насчитывает около трех тысяч музейных предметов.
Единственный в Украине музей судостроения и флота был основан в Николаеве в 1978 году. Старинное здание, в котором размещен музей, является памятником истории и архитектуры конца XVIII — начала XIX веков. Возведенное в стиле раннего российского классицизма, оно служило канцелярией и жильем главных командиров Черноморского флота на протяжении 1794–1900 годов. В свое время здесь жили и работали адмиралы Н.С. Мордвинов, И.И. де Траверсе, А.С. Грейг, М.П. Лазарев, Г.И. Бутаков, Н.А. Аркас. По делам службы бывали адмиралы Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, В.И. Истомин, Ф.Ф. Беллинсгаузен и другие.
Экспозиция музея размещена в двенадцати залах и насчитывает около трех тысяч музейных предметов.
Экспонаты первого зала переносят нас в эпоху древней Греции и во времена Киевской Руси, рассказывают о начале судоходства по Днепру и Бугу, Черному и Средиземному морям. Это рисунки древнегреческих судов, иллюстрации к «Истории» Геродота, выполненные заслуженным художником Украины В.Бахтовым, археологические предметы из античной Ольвии, фрагменты каменных якорей. Эволюция в судостроении представлена моделями кораблей и судов, наглядно демонстрирующих, как шаг за шагом шли создатели кораблей через века к вершинам совершенства корабельного дела: от челнов-однодеревок — к ракетным крейсерам и авианосцам.
Особый интерес вызывают экспонаты, рассказывающие об истории флота запорожских казаков, их героической борьбы за выход в Черное море и закрепление на его берегах. Морские походы казаков изображены на картинах художника А.Антонюка, лауреата Государственной премии Украины им. Т.Г. Шевченко.
Значительная часть экспозиции раскрывает деятельность николаевских судостроительных предприятий, начиная с первой, Ингульской верфи, заложенной в 1788 году, благодаря которой появился на карте Европы корабельный город Николаев, названный в честь Святого Николая, покровителя моряков.
Название «Святой Николай» получил и первенец Ингульской верфи — 44-пушечный фрегат, модель которого всегда находится в центре внимания посетителей. Именно николаевские верфи сыграли решающую роль в процессе создания и развития Черноморского флота.
Жемчужиной музея является диорама «Строительство кораблей на Николаевском адмиралтействе в первой четверти XIX века». Ее автор и исполнитель — лауреат Государственной премии Украины им. Т.Г. Шевченко художник В.Семернев.
В одной из экспозиционных витрин собраны материалы об экипаже 20-пушечного брига «Меркурий», удостоенного Георгиевского флага за героизм во время русско-турецкой войны 1828–1829 гг. Здесь же размещен и уникальный предмет — закладная доска корвета «Память Меркурия», построенного в Николаеве в 1865 году в честь героического брига.
В зале Крымской войны (1853–1856 гг.) экспонируются настоящие реликвии: корабельные пушки, Андреевский военно-морской флаг, документы и награды моряков — участников войны. А модель 84-пушечного линейного корабля «Императрица Мария», флагмана эскадры П.С. Нахимова, напоминает о знаменитой победе Черноморского флота в Синопском сражении 18 ноября 1853 года. Обращает на себя внимание бюст матроса Игнатия Шевченко (скульптор Г. Ковальчук).
Матрос Шевченко совершил героический подвиг во время обороны Севастополя, и ему, первому среди нижних флотских чинов, был установлен памятник в Николаеве в 1874 году.
Крымская война стала определенным этапом в процессе перехода от парусного деревянного флота к паровому броненосному.
В музее экспонируется модель первого броненосного корабля на Черном море «Новгород», спущенного на воду на Николаевском адмиралтействе в 1873 году, а также портрет автора проекта этого корабля — известного инженера-кораблестроителя А.А. Попова. Дальнейшее развитие броненосного кораблестроения в Николаеве представлено моделями кораблей «Екатерина II» и «Князь Потемкин Таврический».
Николаев — родина выдающегося ученого и флотоводца С.О. Макарова, который внес большой вклад в развитие отечественного судостроения и флота. В музее представлены фотографии дома, в котором родился С.О. Макаров, его личные вещи и научные труды, документы, среди которых — письмо от 28 ноября 1877 года к главному командиру Черноморского флота и портов адмиралу Н.А. Аркасу.
На картине народного художника Украины М.Ряснянского «С.О. Макаров и В.В. Верещагин на палубе броненосца «Петропавловск» изображены последние минуты жизни выдающегося адмирала и известного художника-баталиста, которые погибли во время русско-японской войны в 1904 году.
Значительная часть экспозиции посвящена развитию судостроительных предприятий города в конце XIX — начале XX веков. Это материалы, отражающие работу судостроительного завода «Наваль» и реконструкцию Николаевского адмиралтейства. Экспонируются модели первого в мире минного заградителя «Краб», миноносца «Завидный», десантного парохода «Эльпидифор». Документы, чертежи, фотографии свидетельствуют о том, как проектировались и строились корабли и суда, как сложилась их судьба в дальнейшем.
Ряд материалов рассказывает о введении новых технологий в судостроение 30-х годов, в частности процесса электросварки.
Этот метод широко применялся во время изготовления корпусов подводных лодок в предвоенный период. Значительный интерес у посетителей вызывает диорама «Строительство подводных лодок типа «М» («Малютка») в Николаеве в 1932–1934 гг. (авторы И.Шевченко, В.Семернев). Подводные лодки «Малютка» и подводные лодки типа «Щ» («Щука»), построенные в Николаеве, находились в составе Черноморского, Тихоокеанского и Северного флотов и принимали участие в событиях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
О боевых походах кораблей николаевской постройки в военное время свидетельствуют документы,
фотографии, личные вещи, награды моряков, своим подвигом вписавших героические страницы в историю флота. Это экипажи крейсеров «Красный Кавказ» и «Червона Україна», эсминцев «Фрунзе», «Сообразительный», «Бойкий», легендарного ледокола «Анастас Микоян», который в 1941 году совершил «огненный рейс» — кругосветный героический переход через моря и океаны планеты из Черного моря в Северный Ледовитый океан.
А на площадке под открытым небом выставлены пушки, снятые с кораблей Черноморского флота, овеянных славой боевых подвигов. Лучшие традиции нашли свое продолжение в послевоенных трудовых свершениях мастеров корабельного дела и моряков-черноморцев. Стационарная выставка «Морской щит Отечества» дает представление о военном кораблестроении в Николаеве. В зале экспонируются предметы корабельного оснащения, фрагменты корпусов кораблей, предметы морской связи, коллекция корабельной посуды.
Вызывают интерес модели ракетного крейсера «Слава» («Москва»), большого противолодочного корабля типа «Николаев» и авианосца «Киев».
Экспозиционный раздел «Современный гражданский флот. 1944–2000 гг.» рассказывает о деятельности николаевских судостроительных предприятий: крупнейшего в Европе Черноморского судостроительного завода, одного из старейших предприятий на юге Украины — завода имени 61 коммунара и самого молодого в Николаеве судостроительного завода «Океан». Представлены модели рудовозов и контейнеровозов, рыболовецких траулеров, транспортных рефрижераторов, нефтерудовозов. Огромный интерес вызывают модели судов китобойной флотилии и научно-исследовательского флота.
Центральное место занимает витрина, где представлены модель и материалы научно-исследовательского судна для связи с космосом «Академик Сергей Королев».
В музее можно увидеть и модель легендарной яхты «Икар», которая первой из советских крейсерских яхт совершила кругосветное плавание (сентябрь 1987- июль 1988 гг.)
Серия картин заслуженного деятеля искусств Украины художника А. Завгороднего отражает процессы закладки, формирования корпусов и праздник спуска на воду кораблей, созданных руками корабелов Николаева в 1970–1980 гг.
Период независимого государства Украины обозначился строительством на николаевских судостроительных верфях кораблей и судов различного назначения. Так, первым военным кораблем Черноморского флота стал построенный в 1992 году корабль связи «Славутич».
Обновилась производственная база завода «Океан». Теперь это совместное голландско-украинское предприятие — ОАО «Вадан Ярдс Океан», где строят контейнеровозы и балкеры, танкеры-химовозы и речные сухогрузные суда, танкеры-заправщики и лоцманские катера. А по заказам Греции и Норвегии николаевские судостроители — «черноморцы» и «коммунаровцы» — спускают со стапелей танкеры-продуктовозы и траулеры-рыбозаводы, суда-снабженцы и рефрижераторы, корпуса арктических траулеров.
В экспозиции музея появились материалы, рассказывающие о предприятиях, которые сотрудничают с судостроительными заводами в различных сферах жизни. Это завод «Экватор» — лидер в производстве оборудования климатотехники — основан в 1923 году. Коллектив завода сделал большой вклад в оснащение вентиляционным оборудованием и системами кондиционирования воздуха судов отечественного военно-морского, транспортного и тралового флотов.
Помещены материалы о ГП «Дельта-лоцман», основанном в феврале 1998 года. Это специализированное предприятие, осуществляющее не только проектное обеспечение безопасности мореплавания, но и оказывающее услуги службы регулирования движения судов.
Буклеты, проспекты и фотографии освещают деятельность основанного в 1999 году ОАО «Николаевская малотоннажная верфь». Продукция этого судостроительного предприятия: моторные яхты, гидрографические катера, лоцманские суда. В портфеле разработок верфи есть проекты водолазного бота и плавучих дач.
Сегодня музей судостроения и флота — один из наиболее популярных историко-культурных центров г. Николаева.
В 1981 году группа создателей музея, среди которых Э.О. Шорин, Т.В. Гусельникова, М.И. Озерный, В.М. Семернев, Ю.Т. Стешин, В.А. Иванов, Л.Д. Хлопинская, Г.И. Чередниченко, Л.Н. Керанчук, была удостоена высокой государственной награды — Государственной премии Украины им. Т.Г. Шевченко.
Сотни туристов из разных стран мира ежегодно посещают музей. Традиционным для посещения стал экскурсионный тур членов Военно-исторического клуба Швеции.
За годы своего существования музей принял более двух миллионов посетителей и стал настоящей визитной карточкой корабельного края.
Николаевский областной краеведческий музей
Экспонаты первого зала переносят нас в эпоху древней Греции и во времена Киевской Руси, рассказывают о начале судоходства по Днепру и Бугу, Черному и Средиземному морям. Это рисунки древнегреческих судов, иллюстрации к «Истории» Геродота, выполненные заслуженным художником Украины В.Бахтовым, археологические предметы из античной Ольвии, фрагменты каменных якорей. Эволюция в судостроении представлена моделями кораблей и судов, наглядно демонстрирующих, как шаг за шагом шли создатели кораблей через века к вершинам совершенства корабельного дела: от челнов-однодеревок — к ракетным крейсерам и авианосцам.
Особый интерес вызывают экспонаты, рассказывающие об истории флота запорожских казаков, их героической борьбы за выход в Черное море и закрепление на его берегах. Морские походы казаков изображены на картинах художника А.Антонюка, лауреата Государственной премии Украины им. Т.Г. Шевченко.
Значительная часть экспозиции раскрывает деятельность николаевских судостроительных предприятий, начиная с первой, Ингульской верфи, заложенной в 1788 году, благодаря которой появился на карте Европы корабельный город Николаев, названный в честь Святого Николая, покровителя моряков.
Название «Святой Николай» получил и первенец Ингульской верфи — 44-пушечный фрегат, модель которого всегда находится в центре внимания посетителей. Именно николаевские верфи сыграли решающую роль в процессе создания и развития Черноморского флота.
Жемчужиной музея является диорама «Строительство кораблей на Николаевском адмиралтействе в первой четверти XIX века». Ее автор и исполнитель — лауреат Государственной премии Украины им. Т.Г. Шевченко художник В.Семернев.
В одной из экспозиционных витрин собраны материалы об экипаже 20-пушечного брига «Меркурий», удостоенного Георгиевского флага за героизм во время русско-турецкой войны 1828–1829 гг. Здесь же размещен и уникальный предмет — закладная доска корвета «Память Меркурия», построенного в Николаеве в 1865 году в честь героического брига.
В зале Крымской войны (1853–1856 гг.) экспонируются настоящие реликвии: корабельные пушки, Андреевский военно-морской флаг, документы и награды моряков — участников войны. А модель 84-пушечного линейного корабля «Императрица Мария», флагмана эскадры П.С. Нахимова, напоминает о знаменитой победе Черноморского флота в Синопском сражении 18 ноября 1853 года. Обращает на себя внимание бюст матроса Игнатия Шевченко (скульптор Г. Ковальчук). Матрос Шевченко совершил героический подвиг во время обороны Севастополя, и ему, первому среди нижних флотских чинов, был установлен памятник в Николаеве в 1874 году.
Крымская война стала определенным этапом в процессе перехода от парусного деревянного флота к паровому броненосному.
В музее экспонируется модель первого броненосного корабля на Черном море «Новгород», спущенного на воду на Николаевском адмиралтействе в 1873 году, а также портрет автора проекта этого корабля — известного инженера-кораблестроителя А.А. Попова. Дальнейшее развитие броненосного кораблестроения в Николаеве представлено моделями кораблей «Екатерина II» и «Князь Потемкин Таврический».
Николаев — родина выдающегося ученого и флотоводца С.О. Макарова, который внес большой вклад в развитие отечественного судостроения и флота. В музее представлены фотографии дома, в котором родился С.О. Макаров, его личные вещи и научные труды, документы, среди которых — письмо от 28 ноября 1877 года к главному командиру Черноморского флота и портов адмиралу Н.А. Аркасу.
На картине народного художника Украины М.Ряснянского «С.О. Макаров и В.В. Верещагин на палубе броненосца «Петропавловск» изображены последние минуты жизни выдающегося адмирала и известного художника-баталиста, которые погибли во время русско-японской войны в 1904 году.
Значительная часть экспозиции посвящена развитию судостроительных предприятий города в конце XIX — начале XX веков. Это материалы, отражающие работу судостроительного завода «Наваль» и реконструкцию Николаевского адмиралтейства. Экспонируются модели первого в мире минного заградителя «Краб», миноносца «Завидный», десантного парохода «Эльпидифор». Документы, чертежи, фотографии свидетельствуют о том, как проектировались и строились корабли и суда, как сложилась их судьба в дальнейшем.
Ряд материалов рассказывает о введении новых технологий в судостроение 30-х годов, в частности процесса электросварки.
Этот метод широко применялся во время изготовления корпусов подводных лодок в предвоенный период. Значительный интерес у посетителей вызывает диорама «Строительство подводных лодок типа «М» («Малютка») в Николаеве в 1932–1934 гг. (авторы И.Шевченко, В.Семернев). Подводные лодки «Малютка» и подводные лодки типа «Щ» («Щука»), построенные в Николаеве, находились в составе Черноморского, Тихоокеанского и Северного флотов и принимали участие в событиях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
О боевых походах кораблей николаевской постройки в военное время свидетельствуют документы, фотографии, личные вещи, награды моряков, своим подвигом вписавших героические страницы в историю флота. Это экипажи крейсеров «Красный Кавказ» и «Червона Україна», эсминцев «Фрунзе», «Сообразительный», «Бойкий», легендарного ледокола «Анастас Микоян», который в 1941 году совершил «огненный рейс» — кругосветный героический переход через моря и океаны планеты из Черного моря в Северный Ледовитый океан.
А на площадке под открытым небом выставлены пушки, снятые с кораблей Черноморского флота, овеянных славой боевых подвигов. Лучшие традиции нашли свое продолжение в послевоенных трудовых свершениях мастеров корабельного дела и моряков-черноморцев. Стационарная выставка «Морской щит Отечества» дает представление о военном кораблестроении в Николаеве. В зале экспонируются предметы корабельного оснащения, фрагменты корпусов кораблей, предметы морской связи, коллекция корабельной посуды.
Вызывают интерес модели ракетного крейсера «Слава» («Москва»), большого противолодочного корабля типа «Николаев» и авианосца «Киев».
Экспозиционный раздел «Современный гражданский флот. 1944–2000 гг.» рассказывает о деятельности николаевских судостроительных предприятий: крупнейшего в Европе Черноморского судостроительного завода, одного из старейших предприятий на юге Украины — завода имени 61 коммунара и самого молодого в Николаеве судостроительного завода «Океан». Представлены модели рудовозов и контейнеровозов, рыболовецких траулеров, транспортных рефрижераторов, нефтерудовозов. Огромный интерес вызывают модели судов китобойной флотилии и научно-исследовательского флота.
Центральное место занимает витрина, где представлены модель и материалы научно-исследовательского судна для связи с космосом «Академик Сергей Королев».
В музее можно увидеть и модель легендарной яхты «Икар», которая первой из советских крейсерских яхт совершила кругосветное плавание (сентябрь 1987- июль 1988 гг.)
Серия картин заслуженного деятеля искусств Украины художника А. Завгороднего отражает процессы закладки, формирования корпусов и праздник спуска на воду кораблей, созданных руками корабелов Николаева в 1970–1980 гг.
Период независимого государства Украины обозначился строительством на николаевских судостроительных верфях кораблей и судов различного назначения. Так, первым военным кораблем Черноморского флота стал построенный в 1992 году корабль связи «Славутич».
Обновилась производственная база завода «Океан». Теперь это совместное голландско-украинское предприятие — ОАО «Вадан Ярдс Океан», где строят контейнеровозы и балкеры, танкеры-химовозы и речные сухогрузные суда, танкеры-заправщики и лоцманские катера. А по заказам Греции и Норвегии николаевские судостроители — «черноморцы» и «коммунаровцы» — спускают со стапелей танкеры-продуктовозы и траулеры-рыбозаводы, суда-снабженцы и рефрижераторы, корпуса арктических траулеров.
В экспозиции музея появились материалы, рассказывающие о предприятиях, которые сотрудничают с судостроительными заводами в различных сферах жизни. Это завод «Экватор» — лидер в производстве оборудования климатотехники — основан в 1923 году. Коллектив завода сделал большой вклад в оснащение вентиляционным оборудованием и системами кондиционирования воздуха судов отечественного военно-морского, транспортного и тралового флотов.
Помещены материалы о ГП «Дельта-лоцман», основанном в феврале 1998 года. Это специализированное предприятие, осуществляющее не только проектное обеспечение безопасности мореплавания, но и оказывающее услуги службы регулирования движения судов.
Буклеты, проспекты и фотографии освещают деятельность основанного в 1999 году ОАО «Николаевская малотоннажная верфь». Продукция этого судостроительного предприятия: моторные яхты, гидрографические катера, лоцманские суда. В портфеле разработок верфи есть проекты водолазного бота и плавучих дач.Сегодня музей судостроения и флота — один из наиболее популярных историко-культурных центров г. Николаева.
В 1981 году группа создателей музея, среди которых Э.А. Шорин, Т.В. Гусельникова, М.И. Озерный, В.М. Семернев, Ю.Т. Стешин, В.А. Иванов, Л.Д. Хлопинская, Г.И. Чередниченко, Л.Н. Керанчук, была удостоена высокой государственной награды — Государственной премии Украины им. Т.Г. Шевченко.
Сотни туристов из разных стран мира ежегодно посещают музей. Традиционным для посещения стал экскурсионный тур членов Военно-исторического клуба Швеции.
За годы своего существования музей принял более двух миллионов посетителей и стал настоящей визитной карточкой корабельного края.
Единственный в Украине музей судостроения и флота был основан в Николаеве в 1978 году. Старинное здание, в котором размещен музей, является памятником истории и архитектуры конца XVIII — начала XIX веков. Возведенное в стиле раннего российского классицизма, оно служило канцелярией и жильем главных командиров Черноморского флота на протяжении 1794–1900 годов. В свое время здесь жили и работали адмиралы Н.С. Мордвинов, И.И. де Траверсе, А.С. Грейг, М.П. Лазарев, Г.И. Бутаков, Н.А. Аркас. По делам службы бывали адмиралы Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, В.И. Истомин, Ф.Ф. Беллинсгаузен и другие.
Экспозиция музея размещена в двенадцати залах и насчитывает около трех тысяч музейных предметов.
Экспонаты первого зала переносят нас в эпоху древней Греции и во времена Киевской Руси, рассказывают о начале судоходства по Днепру и Бугу, Черному и Средиземному морям. Это рисунки древнегреческих судов, иллюстрации к «Истории» Геродота, выполненные заслуженным художником Украины В.Бахтовым, археологические предметы из античной Ольвии, фрагменты каменных якорей. Эволюция в судостроении представлена моделями кораблей и судов, наглядно демонстрирующих, как шаг за шагом шли создатели кораблей через века к вершинам совершенства корабельного дела: от челнов-однодеревок — к ракетным крейсерам и авианосцам.
Особый интерес вызывают экспонаты, рассказывающие об истории флота запорожских казаков, их героической борьбы за выход в Черное море и закрепление на его берегах. Морские походы казаков изображены на картинах художника А.Антонюка, лауреата Государственной премии Украины им. Т.Г. Шевченко.
Значительная часть экспозиции раскрывает деятельность николаевских судостроительных предприятий, начиная с первой, Ингульской верфи, заложенной в 1788 году, благодаря которой появился на карте Европы корабельный город Николаев, названный в честь Святого Николая, покровителя моряков.
Название «Святой Николай» получил и первенец Ингульской верфи — 44-пушечный фрегат, модель которого всегда находится в центре внимания посетителей. Именно николаевские верфи сыграли решающую роль в процессе создания и развития Черноморского флота.
Жемчужиной музея является диорама «Строительство кораблей на Николаевском адмиралтействе в первой четверти XIX века». Ее автор и исполнитель — лауреат Государственной премии Украины им. Т.Г. Шевченко художник В.Семернев.
В одной из экспозиционных витрин собраны материалы об экипаже 20-пушечного брига «Меркурий», удостоенного Георгиевского флага за героизм во время русско-турецкой войны 1828–1829 гг. Здесь же размещен и уникальный предмет — закладная доска корвета «Память Меркурия», построенного в Николаеве в 1865 году в честь героического брига.
В зале Крымской войны (1853–1856 гг.) экспонируются настоящие реликвии: корабельные пушки, Андреевский военно-морской флаг, документы и награды моряков — участников войны. А модель 84-пушечного линейного корабля «Императрица Мария», флагмана эскадры П.С. Нахимова, напоминает о знаменитой победе Черноморского флота в Синопском сражении 18 ноября 1853 года. Обращает на себя внимание бюст матроса Игнатия Шевченко (скульптор Г. Ковальчук).
Матрос Шевченко совершил героический подвиг во время обороны Севастополя, и ему, первому среди нижних флотских чинов, был установлен памятник в Николаеве в 1874 году.
Крымская война стала определенным этапом в процессе перехода от парусного деревянного флота к паровому броненосному.
В музее экспонируется модель первого броненосного корабля на Черном море «Новгород», спущенного на воду на Николаевском адмиралтействе в 1873 году, а также портрет автора проекта этого корабля — известного инженера-кораблестроителя А.А. Попова. Дальнейшее развитие броненосного кораблестроения в Николаеве представлено моделями кораблей «Екатерина II» и «Князь Потемкин Таврический».
Николаев — родина выдающегося ученого и флотоводца С.О. Макарова, который внес большой вклад в развитие отечественного судостроения и флота. В музее представлены фотографии дома, в котором родился С.О. Макаров, его личные вещи и научные труды, документы, среди которых — письмо от 28 ноября 1877 года к главному командиру Черноморского флота и портов адмиралу Н.А. Аркасу.
На картине народного художника Украины М.Ряснянского «С.О. Макаров и В.В. Верещагин на палубе броненосца «Петропавловск» изображены последние минуты жизни выдающегося адмирала и известного художника-баталиста, которые погибли во время русско-японской войны в 1904 году.
Значительная часть экспозиции посвящена развитию судостроительных предприятий города в конце XIX — начале XX веков. Это материалы, отражающие работу судостроительного завода «Наваль» и реконструкцию Николаевского адмиралтейства. Экспонируются модели первого в мире минного заградителя «Краб», миноносца «Завидный», десантного парохода «Эльпидифор». Документы, чертежи, фотографии свидетельствуют о том, как проектировались и строились корабли и суда, как сложилась их судьба в дальнейшем.
Ряд материалов рассказывает о введении новых технологий в судостроение 30-х годов, в частности процесса электросварки.
Этот метод широко применялся во время изготовления корпусов подводных лодок в предвоенный период. Значительный интерес у посетителей вызывает диорама «Строительство подводных лодок типа «М» («Малютка») в Николаеве в 1932–1934 гг. (авторы И.Шевченко, В.Семернев). Подводные лодки «Малютка» и подводные лодки типа «Щ» («Щука»), построенные в Николаеве, находились в составе Черноморского, Тихоокеанского и Северного флотов и принимали участие в событиях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
О боевых походах кораблей николаевской постройки в военное время свидетельствуют документы,
фотографии, личные вещи, награды моряков, своим подвигом вписавших героические страницы в историю флота. Это экипажи крейсеров «Красный Кавказ» и «Червона Україна», эсминцев «Фрунзе», «Сообразительный», «Бойкий», легендарного ледокола «Анастас Микоян», который в 1941 году совершил «огненный рейс» — кругосветный героический переход через моря и океаны планеты из Черного моря в Северный Ледовитый океан.
А на площадке под открытым небом выставлены пушки, снятые с кораблей Черноморского флота, овеянных славой боевых подвигов. Лучшие традиции нашли свое продолжение в послевоенных трудовых свершениях мастеров корабельного дела и моряков-черноморцев. Стационарная выставка «Морской щит Отечества» дает представление о военном кораблестроении в Николаеве. В зале экспонируются предметы корабельного оснащения, фрагменты корпусов кораблей, предметы морской связи, коллекция корабельной посуды.
Вызывают интерес модели ракетного крейсера «Слава» («Москва»), большого противолодочного корабля типа «Николаев» и авианосца «Киев».
Экспозиционный раздел «Современный гражданский флот. 1944–2000 гг.» рассказывает о деятельности николаевских судостроительных предприятий: крупнейшего в Европе Черноморского судостроительного завода, одного из старейших предприятий на юге Украины — завода имени 61 коммунара и самого молодого в Николаеве судостроительного завода «Океан». Представлены модели рудовозов и контейнеровозов, рыболовецких траулеров, транспортных рефрижераторов, нефтерудовозов. Огромный интерес вызывают модели судов китобойной флотилии и научно-исследовательского флота.
Центральное место занимает витрина, где представлены модель и материалы научно-исследовательского судна для связи с космосом «Академик Сергей Королев».
В музее можно увидеть и модель легендарной яхты «Икар», которая первой из советских крейсерских яхт совершила кругосветное плавание (сентябрь 1987- июль 1988 гг.)
Серия картин заслуженного деятеля искусств Украины художника А. Завгороднего отражает процессы закладки, формирования корпусов и праздник спуска на воду кораблей, созданных руками корабелов Николаева в 1970–1980 гг.
Период независимого государства Украины обозначился строительством на николаевских судостроительных верфях кораблей и судов различного назначения. Так, первым военным кораблем Черноморского флота стал построенный в 1992 году корабль связи «Славутич».
Обновилась производственная база завода «Океан». Теперь это совместное голландско-украинское предприятие — ОАО «Вадан Ярдс Океан», где строят контейнеровозы и балкеры, танкеры-химовозы и речные сухогрузные суда, танкеры-заправщики и лоцманские катера. А по заказам Греции и Норвегии николаевские судостроители — «черноморцы» и «коммунаровцы» — спускают со стапелей танкеры-продуктовозы и траулеры-рыбозаводы, суда-снабженцы и рефрижераторы, корпуса арктических траулеров.
В экспозиции музея появились материалы, рассказывающие о предприятиях, которые сотрудничают с судостроительными заводами в различных сферах жизни. Это завод «Экватор» — лидер в производстве оборудования климатотехники — основан в 1923 году. Коллектив завода сделал большой вклад в оснащение вентиляционным оборудованием и системами кондиционирования воздуха судов отечественного военно-морского, транспортного и тралового флотов.
Помещены материалы о ГП «Дельта-лоцман», основанном в феврале 1998 года. Это специализированное предприятие, осуществляющее не только проектное обеспечение безопасности мореплавания, но и оказывающее услуги службы регулирования движения судов.
Буклеты, проспекты и фотографии освещают деятельность основанного в 1999 году ОАО «Николаевская малотоннажная верфь». Продукция этого судостроительного предприятия: моторные яхты, гидрографические катера, лоцманские суда. В портфеле разработок верфи есть проекты водолазного бота и плавучих дач.
Сегодня музей судостроения и флота — один из наиболее популярных историко-культурных центров г. Николаева.
В 1981 году группа создателей музея, среди которых Э.О. Шорин, Т.В. Гусельникова, М.И. Озерный, В.М. Семернев, Ю.Т. Стешин, В.А. Иванов, Л.Д. Хлопинская, Г.И. Чередниченко, Л.Н. Керанчук, была удостоена высокой государственной награды — Государственной премии Украины им. Т.Г. Шевченко.
Сотни туристов из разных стран мира ежегодно посещают музей. Традиционным для посещения стал экскурсионный тур членов Военно-исторического клуба Швеции.
За годы своего существования музей принял более двух миллионов посетителей и стал настоящей визитной карточкой корабельного края.
Источник: bazar.nikolaev.ua
© Ноосфера