Видишь музей? А он там есть
Давно хотел осветить этот забавный факт, но как-то руки не доходили. Ехал вчера ночью домой, опять наткнулся и решил, что для разбавления революционных новостей как раз сойдет. Итак, в киевском метро на платформах и в вестибюлях каждой станции установлены информационные стенды с фрагментом карты города.
м. «Золотые ворота»
По легенде они установлены и развешены для того, чтобы человек мог посмотреть, где находится и какие интересные объекты расположены поблизости.
м. «Театральная»
Идея в принципе благая, но исполнение просто удивительное. Особенно в плане отображения музеев.
Если киевлянин или гость столицы приедет в самый центр, например, на ст. метро «Площадь Льва Толстого» (на первом фото карта именно с этой станции), то из указанного стенда на платформе он не узнает, что в двух минутах ходьбы от метро находятся:
Национальный музей Тараса Шевченко Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко (куда только смотрит президиум ИКОМ Европы?) Киевский музей русского искусства
Не говоря уже о небольших музеях Тычины, Бажана, Шолом-Алейхема.
Также создатели указанного стенда решили скрыть, что в центральной части города расположены:
Национальный художественный музей Национальный музей литературы Национальный музей медицины Национальный научно-природоведческий музей НАН Украины Музей археологии Музей воды Не говоря уже о Педагогическом музее, Музее М.С. Грушевского и других. Более того — отсутствует Музей истории Киева, что само по себе удивительно.
Такая картина — на всех станциях в центре.
м. «Золотые ворота»
При этом сложно обвинить автора (ов) стендов в оголтелом музеененавистничестве, поскольку часть музеев всё-таки обозначена. Например, некий «Історичний України». А также ключевое музейное заведение столицы — Музей первого Президента Украины Л.М. Кравчука. Ключевой — потому что он обозначен практически на всех станциях Правого берега, за исключением Оболони.
Ряд музеев подвергнуты частичной цензуре. Например, на улице Саксаганского расположен одинокий музей Н.Лысенко. Очевидно, Леся Украинка, Панас Мирный, равно как и Панас Саксаганский недостаточно выдающиеся деятели украинской культуры по мнению официальных лиц метрополитена.
Принцип, по которому музеи отбирались для отображения в метро, неочевиден. Это не форма собственности. Потому что обозначен частный Музей современного искусства на Глыбочицкой. Это не ведомственная принадлежность. Это не статус. И совсем не интерес для публики.
Отсутствие упоминаний о музеях нельзя объяснить даже нехваткой места на карте. Потому что, во-первых, это не аргумент. Во-вторых, в районе площади Ивана Франко кучно налеплены значки театра и всех памятников, которые установлены в сквере на небольшом пятачке.
Если отправиться на Подол, то на карте появляется Музей-аптека. Также поменялось название «Історичного України». Теперь это «Історичний музей України». Однако отсутствует Музей гетманства. На Андреевском спуске обозначен Музей Булгакова, но нет Музея одной улицы, Музея Кавалеридзе.
В общем, возникает вопрос — зачем и для кого устанавливали эти стенды, изготовитель которых наверняка был отобран в процессе жесточайших и донельзя прозрачных тендерных процедур? И которые наверняка обошлись городской казне по цене мраморных барельефов, инкрустированных золотом и бриллиантами.
Я понимаю, что не все музеи заслуживают того, чтобы о них знали, тем более — пассажиры метро. Но ведь какая-то логика должна быть?
УЦРМС направит руководству Киевского метрополитена письмо по этому поводу. Потому что без решения этого фундаментального вопроса о развитии музейного дела в столице — да что там в столице, во всей стране — можно забыть.
Алексей Копытько, prostir.museum
© Ноосфера