Видеть ушами: как работает акустика нового поколения, которая оживляет звук

23.06.2022, 17:01
В последнее время мы все больше смотрим и меньше слушаем. Дисплеи становятся ярче, их разрешение — выше, появляются очки и шлемы дополненной и виртуальной реальности… А вот звук, наоборот, идет по пути упрощения. Сложная многоканальная акустика почти исчезла. Тинейджеры, кроме простых беспроводных наушников, используют разве что портативные моноколонки, напоминающие пивные банки не только внешним видом, но часто и звуком.
Редакция сайта
Видеть ушами: как работает акустика нового поколения, которая оживляет звук

Однако на этом фоне набирает популярность философия вдумчивой, «медленной» жизни (slow life). Ее сторонники пытаются не сводить свое существование к бесконечной гонке за результатом и самыми дикими впечатлениями. «Быстрее» не значит «лучше», ведь спешка зачастую лишает нас самого важного — удовольствия от жизни. Стоит ли перекусывать на бегу, не замечая вкуса пищи? Или слушать музыку в транспорте в маленьких наушниках-затычках? Тем более что сегодня качественный звук — не проблема.

Современные технологии позволяют буквально перенестись в студию или концертный зал, буквально «увидеть ушами» любимых музыкантов.

Три в одном

Когда-то аудиофилы различали три ключевых типа звучания качественной акустики, связанных с музыкальной культурой определенных стран — «американское», «британское» и «немецкое». Считалось, что британский звук лучше подходит для рока. Для американской — с ее музыкой, богатой африканскими корнями, ударными инструментами и сочными басами — характерна проработка низких частот. Немецкому уху, воспитанному Бахом, Бетховеном и Моцартом, важно слышать тончайшие нюансы, и такая акустика долгое время оставалась эталоном качества звука в высоком и среднем диапазонах.

Сегодня такой выраженной специализации уже нет: производители научились работать со всеми частотами. Например, немецкая акустика под брендом ELAC теперь описывается как «нейтральная», то есть рассчитанная на максимально точное воспроизведение исходной записи, без акцентов на верхний или нижний частотный диапазон.

Мы как раз относимся к тому поколению аудиофилов, которое успело отвыкнуть от подобного звучания. В одном из салонов,   который специализируется на продаже элитной аудиотехники, нам удалось послушать напольные системы ELAC — Solano и Debut Reference. Несмотря на то, что есть у производителя и гораздо более дорогие линейки, мы были впечатлены обеими в равной мере. Кажется, будто музыканты сидят прямо перед тобой, и можно точно указать, где и какой инструмент играет. Намного полнее зазвучала классическая музыка — что ни говори, а немцы знают толк в хорошей акустике.

Debut Reference

От винта

Свою историю ELAC отсчитывает с 1926 года, когда в Киле была основана компания Electroacustic GmbH, которая выпускала средства эхолокации для рыбаков и подводников. Новое, мирное направление работы, и новое название она получила уже после Второй мировой войны. В 1948 году на рынке появился первый виниловый проигрыватель PW1.

Большой прорыв произошел в 1957-м, когда инженеры ELAC разработали головку звукоснимателя с подвижным магнитом, которая произвела революцию в мире проигрывателей грампластинок и стала стандартом для всей виниловой индустрии. Она позволила снизить прижимную силу иглы, которая доходила до 100 грамм, всего до пары грамм, обеспечивая более точное и щадящее воспроизведение.

А в 1980-х ELAC вышла на рынок акустики, представив всенаправленный высокочастотный излучатель 4Pi, и с тех пор такие «твитеры» стали визитной карточкой компании. Сейчас ELAC выпускает уже пятое поколение ленточных излучателей JET-V с расширенным диапазоном — до 50 КГц — «супертвитеры». Часть этих частот выходит за пределы, доступные человеческому уху, но нельзя не признать, что они придают звучанию большую объемность и глубину.

Супертвитеры 

Супертвитеры создают ощущение пространства, «воздуха», на что традиционные излучатели попросту неспособны. Если они и выполняют подобную работу, то в крайне ограниченном пространстве, тогда как 4Pi отличается широконаправленностью. На это и указывает название: 5 Пи — это полный телесный угол, равный 4π стерадиан. Подразумевается, что излучатель создает фронт волны с горизонтальным углом на все 360 градусов.

Благодаря этому 4Pi может взять на себя и обязанности тылового твитера, который иногда устанавливают на тыльную панель акустической системы для создания большей глубины звуковой сцены. Габариты корпуса — 150 на 250 мм, таким образом, он совершенно спокойно размещается на верхней панели практически любых колонок, даже достаточно субтильных.

Нужно понимать, что супертвитер — отнюдь не заплатка, исправляющая звучание посредственных колонок. Равно как и хороший сабвуфер, этот излучатель призван расширить возможности основной акустики. При этом, как сабвуфер способен порой прояснить звучание на средних и высоких частотах, так и супертвитер на контрасте может подчеркнуть басовые возможности системы. К слову, качество твитеров ELAC соответствует самым высоким стандартам автозвука, ими комплектуются Porsche Panamera и Bugatti Veyron.

Новинки

Такие компоненты используются и в новых напольных системах ELAC — Solano и Debut. В Solano стоят топовые твитеры JET-V и средне-низкочастотные динамики с мембранами из алюминиевого сэндвича, который предотвращает их деформацию при работе. Система Debut чуть попроще: в ней используется твитер с тканевым куполом, а мембраны основных динамиков изготовлены из легкого и упругого арамидного волокна.

Несмотря на двукратное различие в цене, услышать разницу можно, только если тестировать обе системы одну за другой, с коротким перерывом. Тогда проступают некоторые нюансы, которые доступны Solano, но уже не под силу Debut Reference. Однако и та, и другая акустика погружает в совершенно небывалый звук, независимо от любимого жанра, будь то классика, джаз или рок.

Нам остается лишь догадываться о том, какие фантастические ощущения может подарить юбилейная модель ELAC Concentro,  так и не попавшая к нам для тестирования. Она была создана для демонстрации самых передовых достижений компании и без оглядки на стоимость конечной системы. Говорят, ее можно и даже нужно слушать закрыв глаза, переживая невероятные ощущения от того, насколько живым может быть звук и как много можно «видеть ушами». Это действительно новая эра звука!

©  Популярная Механика