Вакцина от рака кожи сохранила эффект на протяжении четырех лет

6702f5ff1f0381b83b9d6cf3198f6423_ce_1200
Исследователи наблюдали за восемью вакцинированными пациентами с раком кожи. Ученые обнаружили, что экспериментальное лечение помогло иммунным клеткам «вспомнить» мишени для атаки раковых клеток спустя четыре года.

В мире существуют вакцины от многих заболеваний, но от рака кожи их до сих пор не было. Новый препарат, как оказалось, помогает выздороветь от меланомы шести пациентам из восьми

Новая вакцина от рака кожи, которую исследовали авторы новой работы, основана на распознавании иммунными клетками неоантигенов — мутировавших молекул, которые находятся на поверхности раковых клеток и отличают их от здоровых. Чтобы создать вакцину для конкретного пациента, исследователи используют образцы крови и опухолей. На основе индивидуальных параметров каждого человека авторы создают высокоспецифичное и индивидуальное лечение, которое помогает иммунной системе нацеливаться и уничтожать опухоли.

Первые тесты вакцины оказались многообещающими. Исследователи проверили, как работает их препарат на пациентах с высоким риском рецидива меланомы — агрессивного типа рака кожи, — которая ранее была удалена у них хирургическим путем. Ранее ученые публиковали результаты только краткосрочных испытаний и показали, что вакцина действительно снижает вероятность рецидива.

Теперь разработчики вакцины показали, что она работает на протяжении как минимум четырех лет. Клетки иммунной системы пациентов даже спустя длительное время могут распознавать неоантигены клеток меланомы и атаковать их, не допуская рецидива заболевания. Авторы даже предполагают, что клетки со временем сами ищут новые слабые места раковых клеток и могут более эффективно их уничтожать, если человек вакцинирован.

В испытании принимала участие очень небольшая когорта из восьми пациентов. Все они получали вакцину под названием NeoVax примерно через 18 недель после первой операции по удалению опухоли. Четыре года спустя все восемь человек были живы, а у шести наступила полная ремиссия. Вскоре после первого лечения несколько лет назад у двух пациентов обнаружили метастазы в легких. Им провели терапию ингибиторами иммунных контрольных точек и состояние больных пока стабильное.

Работа опубликована в журнале Nature.