Вакцина от диабета 1 типа оказалась успешна в половине случаев

Результаты исследования фазы 2 новой вакцины против диабета 1 типа показали, что лечение эффективно в подгруппе пациентов с определенным набором генов. Если новое лечение будет подтверждено более крупными исследованиями, оно может оказаться эффективным для половины пациентов, страдающих от диабета.

Ученые выяснили, что новая вакцина от диабета 1 типа может помочь пациентам —, но лишь тем, у кого обнаружены подходящие варианты определенных генов

За последние несколько лет исследователи выяснили, что одним из ключевых индикаторов диабета 1 типа является н этих пациентов с диабетом присутствие этих аутоантител часто является ранним признаком заболевания, а потому медики давно выдвинули гипотезу о возможности нарушения этого аутоиммунного механизма как способа предотвращения разрушения клеток, продуцирующих инсулин.

Чтобы помочь иммунной системе стать более толерантной к белкам типа GAD, была разработана вакцина под названием GAD-alum. Если бы иммунную систему недавно диагностированного диабетического пациента можно было бы обучить прекращению разрушения белков GAD, то гипотетически можно было бы сохранить некоторый уровень естественного производства инсулина. Однако ряд испытаний вакцины за последние годы так и не дали окончательных результатов.

Исследователи, стоящие за второй фазой испытаний вакцины на более чем 100 молодых пациентов с диабетом 1 типа, предполагают, что ключом к правильному применению терапии могут стать конкретные гены.

Половина когорты из 109 пациентов получала три ежемесячных инъекции GAD-квасцов, в то время как другая половина получала инъекции плацебо. Спустя пятнадцать месяцев разницы в выработке инсулина между группами лечения и плацебо не наблюдалось. Однако исследователи обнаружили значительный положительный эффект в подгруппе пациентов с определенной вариацией некоторых генов.

Так, рассматривая вариант генов HLA, называемый DR3-DQ2, ученые выявили клинически значимое сохранение выработки инсулина за указанный срок. Отметим, что около 50% всех пациентов в этом исследовании имели этот конкретный вариант генов.

Почему это так важно? Новая работа может помочь объяснить противоречивые результаты предыдущих исследований вакцины. Джонни Людвигссон, исследователь из Университета Линчёпинга, также отмечает важный нюанс: хоть положительный лечебный эффект не спасает все до единой инсулин-продуцирующие клетки у пациента с диабетом, вакцина может помочь организму сохранить хотя бы небольшой уровень выработки инсулина, что может иметь важное значение для поддержания безопасного уровня сахара в крови.

Для подтверждения новых результатов потребуются более масштабные испытания. «Лечение GAD-квасцами кажется многообещающим, простым и безопасным способом сохранить выработку инсулина примерно у половины пациентов с диабетом 1 типа — то есть у обладателей правильного типа HLA», — заявил Людвигссон.