В знаменитом шедевре Рафаэля нашли загадочную деталь
Искусственный интеллект помог раскрыть один из секретов знаменитого шедевра Рафаэля «Мадонна делла Роза», обнаружив неожиданную деталь. Исследователи из Великобритании и США пришли к выводу, что лицо Святого Иосифа, изображенного в левом верхнем углу картины, вероятно, не было написано самим Рафаэлем, а добавлено другим художником.
Картина «Мадонна делла Роза» создана примерно в 1518–1520 годах. Долгое время искусствоведы спорили о ее подлинности и о том, что все части полотна принадлежат Рафаэлю. Теперь новый метод анализа, разработанный на основе ИИ, может внести ясность в эту многолетнюю дискуссию. Команда ученых обучила нейросеть анализировать черты, характерные для стиля Рафаэля, — от мазков кисти до теней и цветовой палитры, чтобы распознать почерк мастера.
Как объясняет математик и специалист по информатике Хассан Угайл из Университета Брэдфорда, компьютер видит глубже человеческого глаза — на уровне микроскопических деталей. ИИ использует алгоритм глубокого обучения, основанный на сети ResNet50, совместно с машинным обучением на основе метода опорных векторов (SVM). Этот инструмент обладает высокой точностью, ранее продемонстрировав 98-процентную точность в распознавании картин Рафаэля.
Для анализа картины «Мадонна делла Роза» ИИ настроили не только на исследование всей работы, но и на изучение отдельных лиц. ИИ подтвердил авторство Рафаэля для лиц Мадонны, Младенца и Святого Иоанна, но лицо Святого Иосифа не прошло тест на подлинность, что означает, что Рафаэль, вероятно, не участвовал в его создании.
Эта находка согласуется с многолетними сомнениями искусствоведов, так как лицо Иосифа давно выделялось на фоне других персонажей. Эксперты полагали, что оно выполнено менее детально, что могло указывать на участие ученика Рафаэля, возможно, Джулио Романо. Однако это только предположение, и оно требует дальнейших исследований. Картина хранит множество других загадок. С начала 1800-х годов искусствоведы обсуждали возможные отличия отдельных элементов на полотне, и новые данные, полученные с помощью ИИ, лишь подтверждают эти гипотезы.
Эта находка демонстрирует, как технологии помогают раскрывать тайны классического искусства. ИИ способен различать мельчайшие нюансы в структуре мазков и позволяет историкам получить новую информацию о произведениях, которые раньше были недоступны из-за ограничений человеческого зрения.
Несмотря на успехи ИИ, команда исследователей подчеркивает, что ИИ не заменит экспертов, а станет их вспомогательным инструментом. По словам Угайла, подтверждение подлинности картины включает не только визуальный анализ, но и изучение пигментов, происхождения произведения, состояния полотна и многих других аспектов. Современное программное обеспечение станет одним из многих инструментов в арсенале специалистов, помогая подтверждать и уточнять авторство исторических полотен.
С такой технологией теперь возможно раскрыть детали, остававшиеся незамеченными на протяжении веков. Эксперты отмечают, что внедрение ИИ в искусствоведение не только способствует пониманию творческого наследия, но и помогает изменить наше представление о работах великих мастеров прошлого.
Читайте также нашу статью о первой в мире картине, написанной гуманоидом.