В ТГУ разработали систему для снижения транспортного шума

Перекресток, дороги, машины, движение
Источник: Freepik

«Предлагается использовать особый, похожий на резину или смолу, вибродемпфирующий материал. Он очень хорошо поглощает вибрации и превращает их в тепло, вместо того чтобы издавать звук», — приводятся в сообщении слова разработчика системы Игоря Дерябина.

Решение предполагает заполнение межреберного пространства корпуса системы впуска термостойким вязкоупругим полимером и введение в эту зону металлической сетки или перфорированной пластины. Такой подход уменьшает колебания стенок: материал поглощает энергию звуковых волн, а жесткие элементы препятствуют раскачиванию, благодаря чему двигатель работает тише.

По оценке разработчиков, общий уровень шума автомобиля снижается ориентировочно на 2−3% как внутри салона, так и снаружи. Технология может быть внедрена на автозаводах и в тюнинговых компаниях, занимающихся повышением акустического комфорта.

Необходимость решения связана с экологическими задачами городов: одним из основных источников транспортного шума остается двигатель внутреннего сгорания, в том числе система впуска топливно-воздушной смеси. Легкие пластиковые корпуса выгодны по массе и цене, но гибче металлических и легче «переизлучают» шум, что создает конфликт интересов между акустическим комфортом и экономичностью конструкции; предложенная схема демпфирования нивелирует эту коллизию.

Работа проведена в рамках федеральной программы государственной поддержки и развития университетов «Приоритет 2030» национального проекта «Молодежь и дети». Статья Игоря Дерябина будет опубликована в электронном приложении к 10-му номеру журнала «Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов давлением».

Поделиться

©  HI-TECH@Mail.Ru