В США закрылся хипстерский сервис доставки Shyp. Перевод письма его основателя

О том, какие ошибки были сделаны в самом начале и почему важно вовремя прислушиваться к советам.

Очень здорово, когда есть возможность прочитать о неуспехе какой-либо компании. О неуспехе не любят писать, это не так круто, как история про пару-тройку полученных мультов от инвесторов. А зря. Пользы можно почерпнуть из таких историй гораздо больше. «Рост любой ценой — опасная ловушка, в которую попадают многие стартапы»

Прелюдия

Меня зовут Николай, я занимаюсь логистическим/ecommerce проектом shopozavr.ru — это консьерж-сервис доставки любых вещей из США, поэтому всё что связано с логистикой и инновациями в этой сфере мне очень сильно интересно. Особенно интересен был проект Shyp, который стартовал в 2014 году и был призван упростить отправку посылок жителям США.

Shyp меня так радовал своей простотой, удобством и вообще тем, что он привнёс свежесть в мир логистики, что вдохновил меня сделать даже mvp нашего собственного консьерж-сервиса.

Будучи подписанным на блог Shyp’а, я каждый раз радовался всем их новым фичам, которые они запускали и которые были призваны улучшить жизнь их пользователям. Завидовал как им удалось подключиться к eBay и стать одним из возможных способов доставки, и сетовал, что он не добавляет меня в друзья на Facebook. Увы, в бизнесе играют роль продажи, а не фичи и Shyp закрылся.

Инвестиции в Shyp

Ребята из Shyp привлекли $62.1M за три раунда. Всё по классике: на сиде $2.1M, на А раунде получили 10 мультов и на B раунде еще 50 мультов.

Бизнес сложный и сугубо операционный. Локации, где работал Shyp довольно обширные, а если учитывать, что бизнес не везде и не сразу плюсил, то очень даже хорошо и долго они держались на мой взгляд.

Перевод письма основателя Shyp

Прошу прощение за возможные неточности и вольности перевода. С оригинальным постом можно ознакомиться здесь. Не могу назвать этот текст какой-то кладезью знаний и ошибок, которые нельзя совершать, тем не менее кому-то то может быть полезным и любопытным.

Сегодня с тяжелым сердцем мы закрываем Shyp и прекращаем всю деятельность. Я минут 10 смотрел на пустой экран прежде чем написать хотя бы это предложение. Мне тяжело по многим причинам, но для начала давайте я вам расскажу, как мы оказались в таком положении.


В 2014 мы запустили Shyp, чтобы за пару кликов вы могли отправить посылки по всему миру. Почти сразу стало понятно, что мы попали в точку. Мы не успевали за собственным ростом. Приходило все больше клиентов, отправлялось все больше посылок. Мы взяли на себя все, что люди ненавидят в почтовых отправлениях: от подбора коробки, которую надо найти, до очередей на почте. Мы просто избавились от этого.

Судя по восторженным отзывам наших клиентов, мы сделали невозможное: сделали почтовые отправки клевыми. Оказалось, люди яростно ненавидят почту. Вы удивлены?

За взрывным ростом, последовали сравнения с Убером: от инвесторов, клиентов, медиа и даже просто от людей в Интернете. Кто бы не хотел, чтобы его сравнивали с Убер? За несколько лет Убер изменил представления людей о транспорте. Нам говорили, что мы можем так же. И я верил в это. Нам сулили именно такое будущее, и я на этом зациклился.

Но потом все изменилось. Прирост клиентов замедлился. Люди, имеющие отношение к работе нашей компании, начали говорить, что погоня за физ.лицами — плохая стратегия. В конце концов, часто ли нужно отправлять посылки обычным людям? Но я их не слушал.

В тот момент я подходил ко всему с позиции инженера. Вместо того, чтобы менять стратегию развития компании, я поручил команде расширить географию доставок, выдумать новые функции и способы дальнейшего проникновения на потребительский рынок. По сей день я испытываю восторг от того рвения, которым обладает команда в борьбе с 200-летней индустрией. Но рост любой ценой — опасная ловушка, в которую попадают многие стартапы, включая наш.

Когда я наконец прислушался к советам, то ужасно сожалел, что не сделал этого раньше. Легко поддаться искушению, когда слышишь, что основатели других компаний не слушали ничьих советов и побеждали. Я точно был в плену у этих историй. Это затуманило мой рассудок.

Около двух лет назад мы пересмотрели свою политику и сместили фокус на более прибыльный сегмент: малый бизнес. Однако, мы приняли решение сохранить популярные, но убыточные направления бизнеса, оставив им небольшие команды. Это была ошибка — моя ошибка. В то время как у крупных компаний есть финансовая свобода для экспериментов ради исследования, для стартапов это безответственно.

Скоро мы получили данные, говорящие об огромном количестве заказов от продавцов, торгующих на eBay. Мы запартнёрсились с eBay и запустили первую в своем роде интеграцию. Очень скоро на долю онлайн-продавцов и малых бизнесов стало приходиться больше половины нашего дохода. Мы серьезно увеличили доходность по этому направлению и увеличили выручку на 1 транзакцию на 150%. Но этого было недостаточно.

Прошлым летом, сильно позже всех, кто связан с нашим бизнесом, я понял, что Shyp нужны радикальные изменения, чтобы у нас остался шанс выжить. Мы приостановили деятельность во всех городах, кроме Сан-Франциско (наш самый крупный и прибыльный рынок). Мы полностью сосредоточились на бизнес-клиентах и закрыли все, что не приносило доход. Честно говоря, это, казалось бы, очевидное решение далось тяжело. Многие были в нас разочарованы, и это негативно сказывалось на наших сотрудниках, клиентах и партнерах.

За несколько недель перспективы компании повернулась на 180 градусов. Чем больше изменений мы вносили на платформу, чем больше новых фич мы придумывали для малого бизнеса, тем лучше становились наши показатели.

К декабрю 2017 мы добились реальной прибыли в Сан-Франциско, легко преодолев застой и убыточность. Команда работала без устали, доказывая, что новое направление скрывает огромный рыночный потенциал. Мы зубами вгрызались в эту возможность и сделали все, что могли. Прогресс был стремительным, даже ошеломительным для нас самих — вот только начали бы мы раньше. К сожалению, предыдущие ошибки отобрали у нас время и ресурсы для развития нового направления.

Теперь мы имеем то, что имеем. Ошибки, которые я допустил в бизнесе в начале пути, оказались непоправимыми для выживания.

Я сожалею об этом. Я прошу прощения у своей первоклассной команды, которая прошла весь путь вместе со мной. Вместе мы отправили столько коробок, что ими можно покрыть Сан-Франциско 4,5 раз. Я прошу прощения у сотен тысяч клиентов, которые поддержали нашу идею отправив столько посылок, что ими можно обогнуть Землю пол миллиона раз. Я прошу прощения у всех инвесторов и партнеров. Они всегда поддерживали нас, но их советы я иногда игнорировал. Я благодарен, что мне выпала честь поработать с вами всеми.

Оглядываясь на все, что мы пережили с момента создания Shyp, я хочу подвести итог следующими словами «Жду не дождусь, когда вы увидите, что мы теперь делаем!». И даже после этого заявления мои чувства остаются прежними. Беря во внимание весь опыт, который мы получили, создавая Shyp, я уверен, что наша команда продолжит создавать невероятные, важные вещи. Я готов ко всему, что нас ждет в будущем. Короче говоря, жду не дождусь, когда вы увидите, что мы теперь делаем!

Kevin Gibbon
CEO of Shyp

А что думаете вы?

©  vc.ru