В США появился самолёт для тестов беспилотных технологий
![Максим Вершинин](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/ab9/ab96370baa176d88e9cb868b4dca2863_cropped_50x50.jpg)
![В США появился самолёт для тестов беспилотных технологий](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/b1c/b1c5d92a20160d017dcc6b2e8b51f869_ce_1584x845x158x294_cropped_666x444.jpeg)
ВВС США продолжили линейку экспериментальных X-самолётов, создав тестовый борт для испытания технологий беспилотного управления.
С начала 90-х годов ВВС США используют созданный General Dynamics и Calspan специальный учебный самолёт NF-16D VISTA, построенный на базе многофункционального истребителя General Dynamics F-16 Fighting Falcon. Экспериментальный борт использовался для обучения лётчиков, тестов новых аэродинамических и технологических решений, а с июня 2021 года уникальный самолёт станет испытательным стендом проекта Skyborg, в рамках которого ВВС США разрабатывают беспилотные боевые летательные аппараты для сопровождения пилотируемых самолетов-истребителей.
Система VISTA Simulation System (VSS) будет заменена комплексом System for Autonomous Control of Simulation (SACS), который позволит не просто тестировать беспилотные технологии, но и расширит возможности самолёта. Как заявил главный лётчик-испытатель VISTA и Школы лётчиков-испытателей ВВС США на авибазе «Эдвардс» Уильям Грей, доработки позволят использовать самолёт в тех режимах, которые не были предусмотрены изначальной конструкцией и дадут возможность расширить программу обучения пилотов.
После установки комплекса SACS для тестов в рамках программы Skyborg самолёт был переименован. Вместо префикса N — обозначает постоянный тестовый борт, участвующий в специальной программе испытаний, конфигурация которого настолько радикально изменена, что возврат к исходной версии или преобразование в стандартную эксплуатационную конфигурацию выходит за рамки практически осуществимых или экономических ограничений — появилась литера X, которой в США традиционно отмечают самолёты для испытания новых аэродинамических и технических решений.
Напомним, в линейку самолётов X входят, например, Bell X-1 (первый американский самолёт с ракетным двигателем и первый самолёт в мире, преодолевший скорость звука) и North American X-15 (экспериментальный ракетоплан, на котором человек совершил первые гиперзвуковые и суборбитальные космические полёты).