В США испытали дроны XQ-58A Valkyrie: что известно

Американские ВВС провели первый в своем роде тест: пилоты истребителей F‑16 и F‑15 управляли сразу четырьмя дронами XQ‑58A Valkyrie. Это случилось на военном полигоне в Эглине, штат Флорида. Участники испытания вели с их помощью полноценную тренировку по воздушному бою и управляли ими прямо из кабины без спутников. Тест подтвердил возможность совместной работы человека и автономной техники в небе.
В этот раз военные исследователи сместили фокус на легкие беспилотники, которые значительно дешевле традиционных аппаратов. Их можно использовать для разведки, маскировки, связи или как ударные средства. Каждый из них стартует с наземной направляющей, летит без помощи пилота и возвращается на землю благодаря парашюту. F‑16 и F‑15 контролировали по два XQ‑58A одновременно, координируя действия и управляя ситуацией в воздухе. Получилось разгрузить экипаж и тем самым повысить эффективность боевого применения.

Сам XQ‑58A был разработан Kratos при поддержке исследовательского центра ВВС. Он создавался как часть программы, ориентированной на доступные, ремонтопригодные летательные системы. Первый полет состоялся в 2019-м. Через два с половиной года появилась улучшенная модификация Block 2. Ее можно заметить в программах Skyborg и CCA, где отрабатываются сценарии совместных действий с пилотируемыми самолетами пятого поколения.
Внутри дрона XQ-58A установлены «мозги» — мощный компьютер и специальные программы, которые позволяют ему самостоятельно летать, находить цели и реагировать на опасности. Он «видит» с помощью радаров, инфракрасных камер, оптических систем и средств радиоперехвата, которые помогают ориентироваться в воздухе и замечать противника.
Искусственный интеллект, встроенный в дрон, управляет маршрутом и помогает понять, какую цель выбрать. Алгоритмы позволяют быстро подстраиваться под обстановку: обходить зоны помех, избегать угроз и действовать согласованно с экипажем. При этом контроль за происходящим остается за живым оператором — он задает касательные и получает обратную связь от всех звеньев.

Сами военные называют испытание технологическим скачком. В будущем такие связки — летчик плюс автономные помощники — смогут действовать против сильной ПВО, перегруженного радиоэфира и других угроз. Беспилотники можно запускать массово, быстро менять их задачи и не бояться потерь — они недорогие и для них не нужно строить аэродромы. Кроме того, с ними легче менять тактику боя уже в процессе.
Подобные эксперименты проводятся не первый год. Уже в 2010-х Пентагон стал искать замену классическим самолетам, которую не жалко утратить в бою. Но только сейчас технологии — и ИИ, и схемы управления, и производство — позволили воплотить концепцию в реальность. XQ‑58 уже используется в программе ABMS. Текущий же опыт пригодится при создании следующих поколений автономных боевых машин.
В тандеме с человеком беспилотные платформы работают слаженно, четко и продуктивно. Авиация будущего, как прогнозируют футуристы, будет состоять не только из высококлассных летчиков, но и из роев умных устройств.
Ранее мы писали о том, как военные США превратили заправщики KC-135 в дроновые платформы.
