В спиральной галактике найден необычный источник рентгеновского излучения

29.11.2021, 19:43
Используя данные космических аппаратов НАСА Swift и NuSTAR, а также спутника ЕКА XMM-Newton, индийские астрономы исследовали спектральные и временные свойства сверхяркого рентгеновского источника в спиральной галактике NGC 55.
Алена Ядвичук
В спиральной галактике найден необычный источник рентгеновского излучения

Сверхяркие рентгеновские источники настолько ярки, что каждый из них излучает как 1 миллион Солнц на всех длинах волн — и даже больше!

Они не такие яркие как активные ядра галактик, но более стабильны по яркости, чем любой известный звездный процесс. Однако основная природа этих источников остается нераскрытой.

На расстоянии около 5,8 миллиона световых лет от нас находится NGC 55, также известная как Галактика Китов — спиральная галактика магелланова типа с массой около 20 миллиардов масс Солнца и диаметром примерно 50 000 световых лет. NGC 55 входит в группу Скульптора — галактики там немногочисленны и хорошо разделены в пространстве. Из-за этого NGC 55 не богата звездообразующими областями, так как не взаимодействует ни с одним близлежащим спутником.

В NGC 55 находится яркий неядерный ультраяркий рентгеновский источник, обозначенный NGC 55 ULX1. Предыдущие наблюдения показали наличие провалов потока рентгеновского излучения от этого источника.

Что было сделано? В ходе наблюдений было установлено, что NGC 55 ULX1 находится в мягком ультрасветящемся состоянии сверхяркого рентгеновского источника — поток менялся примерно в 5–6 раз, то усиливаясь, то ослабляясь.

По мнению астрономов, NGC 55 ULX1 является хорошим кандидатом на роль переходного объекта между классическими сверхяркими рентгеновскими источниками и сверхсветящимися сверхмягкими источниками, у которых преобладает тепловое рентгеновское излучение ниже 1 кэВ и практически отсутствует излучение при более высоких энергиях. Спектр NGC 55 ULX1 напротив, «мягкий», как у сверхсветящихся сверхмягких источников, но в полученных спектрах виден яркий жесткий хвост выше 1 кэВ.

Исследователи предлагают продолжить наблюдение за NGC 55 ULX1 и получить больше информации о поведении этого источника.

Исследование опубликовано на сайте arXiv.org