В Северной Америке нашли останки мамонтов, убитых людьми 37 тысяч лет назад. Это меняет историю заселения континента

02.08.2022, 17:52
Археологи из Университета Техаса обнаружили в штате Нью-Мексико стоянку древних людей, которые охотились на мамонтов. Согласно общепринятой учеными теории, заселение Америки произошло через Берингов пролив около 15–16 тысяч лет назад. Новое открытие показывает, что таких заселений было по крайней мере два, и первое случилось на 20 тысяч лет раньше.
Владимир Губайловский

Если люди охотились на мамонтов в Северной Америке 37 тысяч лет назад, значит они пришли туда не 15 тысяч лет назад, как сегодня считают ученые, на намного раньше

Около 37 000 лет назад самка мамонта и ее детеныш встретили свой конец от рук людей.

Кости с места разделки туши показывают, как люди превращали длинные кости животных в лезвия и сжигали жир на огне. Главное — это происходило на территории современного штата Нью-Мексико, США — там, где согласно большинству археологических свидетельств, человек появился на 20 тысяч лет позднее.

Исследование, проведенное учеными из Техасского университета в Остине, показало убедительные доказательств того, что люди поселились в Северной Америке намного раньше, чем принято считать.

Исследователи обнаружили множество предметов со следами деятельности человека: окаменелости с трещинами от ударов камнем, ножи из костяных отщепов со стертыми краями и следы домашнего очага. Благодаря углеродному датированию коллагена, извлеченного из костей мамонта, установленный возраст животных составляет от 36 250 до 38 900 лет. Это старейшие следы, оставленные древними людьми в Северной Америке.

Древний пир

Кости мамонтов The University of Texas at Austin.
Крупный план груды костей во время раскопок. Эта случайная уникальная коллекция ребер, сломанных костей черепа, коренного зуба, фрагментов костей и каменных булыжников представляет собой груду мусора от убитых мамонтов.

Среди других находок компьютерная томография, проведенная в Центре рентгеновской компьютерной томографии высокого разрешения Техасского университета, выявила костные чешуйки с микроскопической сетью переломов, похожие на те, что встречаются в свежих сколах коровьих костей, и точно расположенные колотые раны для оттока жира из ребер и позвоночных костей.

Кроме того, химический анализ осадка, окружающего кости, показал, что обугливание возникло в результате длительного и контролируемого обжигания (обжаривания), а не от удара молнии или лесного пожара. При раскопках были обнаружены не только кости мамонтов, но и измельченные кости и обгоревшие останки мелких животных и рыб (хотя участок находится на высоте более 200 футов над ближайшей рекой), а также птиц, грызунов и ящериц.

Две культуры

Основываясь на генетических данных коренных народов Южной и Центральной Америки и артефактах из других археологических памятников, некоторые ученые уже предполагали, что в Северной Америке было по крайней мере два основных заселения: культура Хлодвиг — около 15–16 тысяч дет назад и культура до-Хлодвига с другим генетическим происхождением.

Исследователи предполагают, что открытие в Нью-Мексико, где обнаружены только костяные орудия и практически нет каменных,  подтверждает эту теорию. По словам ученых исследование дополняет растущий объем данных о сообществах культуры до-Хлодвига в Северной Америке, а также предоставляет инструментарий, который может помочь другим исследователям найти доказательства, которые в противном случае могли бы остаться незамеченными.