В России введут новые правила для роботов-доставщиков

Минэкономразвития разработало проект постановления, которое впервые легализует использование роботов-доставщиков на улицах российских городов. Документ устанавливает новые правила для так называемых «роверов» — автономных устройств, занимающихся доставкой товаров и еды.
Правила установили следующие нормы:
- Ограничение скорости — не более 25 км/ч (10 км/ч на тротуарах, 6 км/ч при переходе дорог);
- Обязательная страховка — 500 тыс. рублей на каждого робота;
- Приоритет пешеходов — устройства должны уступать дорогу людям;
- Нумерация и QR-коды — для идентификации в случае ДТП;
- Новые правила при авариях — упрощенный порядок разбора инцидентов.
Сейчас в России работает всего 150−160 роботов, все принадлежат «Яндексу» и курсируют в Москве, Иннополисе и Мурино. С введением новых правил их количество вырастет до 2,6 тыс. единиц, а география охватит 37 регионов, включая Санкт-Петербург, Татарстан, Башкирию, Новосибирск, Иркутск, Тюмень, Ростовскую и Московскую области.

Проект вводит экспериментальный правовой режим (ЭПР), который позволит тестировать технологию с отступлением от некоторых норм. В частности:
- Роботы смогут передвигаться не только по тротуарам, но и по велодорожкам, жилым зонам;
- Владельцы обязаны убирать сломавшиеся устройства в течение 4 часов;
- Максимальная мощность двигателя ограничена 4 кВт.
По мнению экспертов, эксплутация устройств в новых регионах позволит протестировать технологию в разных условиях — от климата до инфраструктуры.
Роверы могут взять на себя часть логистики «последней мили», но для этого нужны четкие правила, — подчеркивают, что эксперимент в Минэкономразвития.
Документ скоро вынесут на общественное обсуждение. Если его примут, то уже в 2026 году роботы-доставщики станут привычной частью городского ландшафта в десятках российских городов.
Читайте также нашу статью о том, как в Китае появилась доставка роботами-пингвинами.
