В России вступил в силу закон "О персональных данных"

Сегодня в России вступил в силу новый закон «О персональных данных», обязывающий организации хранить и обрабатывать персональные данные россиян на российских серверах. Это, без преувеличения, один из самых обсуждаемых законов последнего времени, и вступление его в силу может иметь самые разные последствия.

Противоречие закона кроется в самом понятии «персональных данных», точный перечень которых так и не был определен на законодательном уровне, что может привести к очень широкой трактовке этого понятия. К примеру, стоит ли относить к ним данные, указываемые в социальных сетях? Ведь их пользователи часто регистрируются под вымышленными именами или никами и указывают недостоверную информацию. А перенос данных в российские дата-центры связан с огромными, никак не окупаемыми затратами. И многие компании, включая и крупнейшую в мире социальную сеть Facebook, не видят смысла в этой инициативе.

Вступление в силу закона «О персональных данных» смягчается заверениями Роскомнадзора о том, что ведомство пока не планирует проводить массовых проверок его исполнения. И, как говорят журналисты ТАСС, с 1 сентября 2015 года по 1 января 2016 года Роскомнадзор проведет только 317 плановых проверок, которые затронут лишь 0,012% компаний, работающих с персональными данными в России. Причем в этот список пока не входят Google и Facebook, что оставляет им время для фактического переноса данных в Россию. В то же время, ведомство оставило за собой право проводить внеплановые проверки по указанию Генпрокуратуры по обращению граждан или юридических лиц.

И, если российские компании встретили этот закон с понятным энтузиазмом, реакция иностранных компаний оказалась очень неоднозначной. Опрос Gartner показал, что 20% таких компаний собираются игнорировать новый закон «О персональных данных», 19% иностранных компаний планируют уйти с российского рынка, 28% — разместить копию данных на российском локальном сервере, а треть компаний рассчитывает передать функции хранения и управления данными местному IT-провайдеру.
В Роскомнадзоре уточнили, что компании Samsung, AliЕxpress, eBay и Booking.com уже занимаются переносом персональных данных в Россию. Аналогичные шаги, по данным ТАСС, проводят IBM и Microsoft, а Viber оптимизирует систему для соответствия законодательству. Что касается Google, то по слухам, компания начала перенос данных еще в апреле текущего года, а Apple и Twitter пока воздерживаются от каких-либо комментариев.

Читайте также:

©  Tom's Hardware