В России резко упали продажи ноутбуков и компьютеров. С чем это связано?
За первый квартал в России продано 812 000 ноутбуков и 278 000 настольных компьютеров. Это на 20 и 6 процентов соответственно меньше, чем за аналогичный период 2022 года. Разбираемся, чем вызвано затишье на этом рынке и как с ним будут бороться магазины.
Рынок в цифрах
Падение продаж сильнее заметно в денежном выражении. Так, объём реализованных за первые три месяца 2023-го лэптопов составил 45,5 млрд рублей, что на 33% меньше, чем годом ранее. Похожая динамика у ПК: 12,1 млрд рублей и -31%.
Резкое снижение выручки вызвано переориентацией спроса на более доступные модели компьютеров. Как сообщили ритейлеры, самой популярной категорией ноутбуков стали аппараты в диапазоне от 17 до 20 тысяч рублей. Спрос на десктопные системы дешевле 18 000 рублей вырос за год на 84%, на ПК дороже 150 000 рублей — снизился на 77%.
Изменение потребительских привычек иллюстрирует и рейтинг производителей. Продажи у HP, ASUS, Acer и Dell сократились за год на 65–35%. Зато такие бренды, как ThundeRobot и Chuwi, более чем удвоили свои показатели. В настольных решениях на первое место вовсе вырвалась российская марка iRu. Её доля в штуках составила 20% против 15% в начале 2022-го.
Мировая динамика не лучше
По оценке аналитической компании IDC, глобальные поставки ПК в первом квартале 2023 года составили 56,9 млн устройств, что на 29% меньше, чем годом ранее. У коллег из Canalys более драматичные цифры — 54 млн лэптопов и компьютеров с годовым падением в 33%.
По словам экспертов, производители замедляют отгрузки компьютеров из-за слабого спроса на фоне непростой макроэкономической ситуации. Кроме того, ритейлеры накопили избыточные запасы техники, а потому сокращают заказы новых партий.
Аналитики IDC и Canalys считают, что глобальный рынок десктопов начнёт восстанавливаться к концу 2023-го. Этому поспособствует устаревание парка техники, который значительно обновился в пандемийный период 2020–2021 годов.
В РФ всё иначе
Падение продаж ноутбуков и настольных компьютеров в РФ в значительной мере объясняется эффектом высокой базы. Весной 2022-го россияне устремились в магазины за покупками, пытаясь защититься от ожидаемого дефицита и роста цен. Сейчас рынок стабилизировался: налаженный параллельный импорт и ещё недавно комфортный курс доллара позволили насытить полки электроникой всех популярных брендов.
Впрочем, в январе ритейлеры жаловались на избыточные складские запасы ноутбуков. Это даже привело к падению цен, но, как теперь выяснилось, недостаточному. Вероятно, магазины продолжат снижать цены или активизируют распродажи. Правда, этому может помешать возросший курс доллара.
Автор: Антон Курилов
© 4PDA