В последний путь: лондонский поезд Викторианской эпохи, который перевозил покойников

08.08.2021, 08:43
История «Лондонского Некрополя» — станции, созданной специально для отправки покойников «в последний путь».
Виталий Маршак
В последний путь: лондонский поезд Викторианской эпохи, который перевозил покойников
Изображение Juan Guemez с сайта Pixabay

С 1854 по 1941 году в Лондоне существовала специальная железная дорога для отправки похоронных процессий к месту погребения

В 1850-е годы лондонцы часто умирали. В этом нет ничего удивительно: в период между резким ростом населения и эпидемией холеры тела начинали накапливаться, а кладбища в городе– переполняться. Нужно было искать новые, более практичные места для захоронения. Выбор пал на обширный участок за десятки километров от Лондона: Бруквудское кладбище стало самым большим кладбищем в Соединенном Королевстве.

Но как доставлять тела на кладбище, которое находится в 40 километрах от Лондона? Это довольно дальнее расстояние для лошади с повозкой, а загрузить умершего в вагон пассажирского поезда — не самая лучшая идея. Лондонцы нуждались в новой железнодорожной ветки, предназначенная для перевозки мертвых. Так появился станция «Лондонский некрополь».

Станция «Лондонский Некрополь» существовала с 1854 по 1941 год. Поезд ехал без остановок по живописному и успокаивающему маршруту в течение 40 минут, перевозя как покойников, так и тех, кто их оплакивал. Прибыв к кладбищу, живые пассажиры могли посетить буфет и перекусить. После короткой трапезы гости садились обратно в тот же поезд и возвращались в Лондон (при этом список пассажиров становился явно короче). На своем пике линия перевозила более 2000 трупов в год. Число живых скорбящих на нем исчислялось десятками тысяч.

Печать
WIKIMEDIA COMMONS
Печать «Лондонского Некрополя», на которой написана латинская фраза, означающая «Покой мертвым, здоровье живым»

Вызывало ли существование «Лондонского некрополя» вопросы у жителей города? Да.

Во-первых, против станции выступала Церковь. Епископ Лондона считал перевозку умерших неприличными и говорил, что «связанная с поездом спешка и суета несовместима с торжественностью христианских похорон».

Во-вторых, существовали более «приземленные» проблемы, с которыми необходимо было бороться. Например, неприятные запахи и потенциальная передача болезней.

Возмущалась и лондонская элита, которой приходилось оплакивать родственников в одном вагоне с бедняками. Правда, этот вопрос решился быстро: вагоны начали разделять по классам.

Однако настоящее потрясение линия пережила в 1941 году. Вот, что произошло во время Второй мировой войны:

Southern Railway Photographic Unit

Немцы нацелились на лондонские железные дорогие и многие пути и вокзалы серьезно пострадали. Станция «Лондонский Некрополь» была одной из них — ее почти полностью разрушили немецкие ракеты Фау-2. Несмотря на то, что станцию удалось восстановить, столкнувшись с растущей конкуренцией новомодных катафалков, она уже не смогла оправиться.

©  Популярная Механика