В ОКБ “Факел” испытали плазменные двигатели в паре
В отличие от химических ракетных двигателей, принцип работы электрических заключается в разделении источника энергии и ускоряемого рабочего тела. Как правило, в качестве последнего используется инертный газ, но могут применяться и другие различные химические вещества — от водорода и гелия, до практически любых жидкостей, газов и твердых соединений. В линейке изделий СПД, разработанных ОКБ «Факел», между катодом и анодом ускоряется ксенон.
Основной задачей очередных испытаний была проверка работы СПД-140Д в режимах, близких к аварийным. Двигатели расположили в вакуумной камере рядом друг с другом в одной плоскости, а положение катода одного из них менялось. Эта деталь является наиболее критической частью СПД с точки зрения обеспечения надежности функционирования и безотказности. Согласно официальному пресс-релизу на портале «Роскосмоса», в ходе тестов была успешно продемонстрирована возможность работы двух СПД-140Д от одного катода, а также запуск одного из двигателей от катода другого.
Плазменные двигатели, наряду с ионными, применяются в качестве маршевых или маневровых на космических аппаратах самого разного назначения. Например, для уклонения от космического мусора и плановой корректировки орбиты спутников связи «созвездия» Starlink применяются электростатические двигатели на эффекте Холла (плазменные), использующие газ криптон в качестве рабочего тела. А, пожалуй, самой известной автоматической межпланетной станцией (АМС), в конструкции которой применялась электроракетная двигательная установка (ЭРДУ), является миссия Dawn по исследованию карликовой планеты Церера и астероида Веста.
АМС Dawn была запущена в сентябре 2007 года, а на орбиту астероида Веста вышла только в июле 2011, а на орбиту Цереры в марте 2015. Благодаря высокой эффективности ЭРДУ, за 270 дней полета к Марсу, около которого станции предстояло выполнить гравитационный маневр, было истрачено всего 72 килограмма ксенона. При этом, двигатель непрерывно работал почти 230 дней и позволил прирастить 1,81 км/с скорости. В общей сложности ионный двигатель Dawn непрерывно проработал на протяжении почти шести лет (более половины времени всей миссии), потратив при этом менее 425 килограмм ксенона.