В Москве пройдёт выставка советских бытовых электроприборов
Выставка «Советский дизайн бытовых электроприборов»
19 июля — 26 августа
Галерея «Загорье»: +7 (495) 329–00–27, Лебедянское, 24, корпус 2, м «Царицыно»
Во вторник, 19 июля, в галерее «Загорье» откроется выставка «Советский дизайн бытовых электроприборов», на которой будут представлены уникальные образцы бытовой техники 1950−1960-х годов из фондов Политехнического музея.
Около тридцати предметов, хранящихся в Политехническом музее, — пылесос, электробритва, катушечный магнитофон, настольный ионизатор воздуха, стиральная машина (да-да, та самая «Волга-8» с двумя валиками для отжима белья!) и многое другое — доказывают, что и пятьдесят лет назад бытовые приборы не только значительно упрощали быт жителей Советского союза, но и откровенно радовали глаз.
Пылесосы «Сатурн» и «Буран» — оба 1967 года выпуска — своим видом напоминают космические аппараты, которые как раз в то время один за другим отправляли в безвоздушное пространство две страны, участвующие в лунной гонке, — СССР и США. Настенный электрокамин «Ракета», выпущенный в 1966-м — понятно, похож на ракету и выглядит очень брутально. Кофемолка «Рига», выпущенная пионером бытовой электротехники, знаменитым на весь Союз рижским заводом Straume, с успехом продавалась бы и сегодня, — лаконичный дизайн, актуальное сочетание оранжевого с бежевым, всего одна кнопка (она же крышка). Некоторые экспонаты, по мнению экспертов, нуждаются в пояснении. Например, электрическая зубная щетка «Перле». К сожалению, на выставке на нее можно будет только смотреть, но — не брать в руки. По словам научных сотрудников Политехнического музея, они не сразу поняли, как именно работает электрощетка, выпущенная в 1971 году на заводе Straume по аналогии со швейцарским изобретением фирмы Broxodent, датируемым 1954-м. Выяснилось, что щетка действовала следующим образом: у нее ничто не крутилось и не вращалось, но внутри работал, питаясь переменным током, моторчик с эксцентриком, который заставлял вибрировать весь корпус целиком.
Отдельный вопрос, который, возможно, заинтересует посетителей выставки: как в музей попадают все эти бесценные предметы? Оказывается, любой научно-технический музей ведет собирательскую работу, пополняет фонды, регулярно рассылает письма в различные научно-исследовательские институты и научно-производственные объединения, в которых напоминает, что с удовольствием примет на хранение вышедшие из употребления приборы. Реже предметы в музей приносят коллекционеры и люди, которым жалко вынести на помойку сломавшийся телевизор и прочую бытовую электронику. В таких случаях созывается экспертная комиссия, которая решает, имеет предмет музейную ценность или нет.
«Для людей старшего поколения такие выставки — это всегда радость узнавания. Им приятно увидеть предметы, с которыми они соприкасались в молодости. Для молодежи все эти предметы как динозавры — просто интересно посмотреть на то, чем пользовались их предки. В сущности, те же чувства испытывают посетители археологического музея, рассматривая предметы, дошедшие до нас из глубокой древности. Ощущение пропасти во времени, которая разделяет нас и какой-то конкретный экспонат, — вот ради чего стоит ходить на такие выставки. Я уж не говорю про нас, историков, которым важно не просто увидеть предмет, но зафиксировать линейку развития технического процесса».
Алла Нудель, научный сотрудник Политехнического музея
«В дизайне 1960−70 годов отразилось стремление общества к будущему, модернизированному прогрессом и устремленному в идеалистический космос всеобщего счастья. Период оттепели открыл границы для обмена идеями в международном масштабе для людей разных творческих специальностей — кинематографистов, художников, театральных деятелей и, конечно же, дизайнеров промышленных товаров. Не случайно именно в те годы были сняты фильмы «Его звали Роберт» режиссера Ильи Ольшвангера и «Формула Радуги» Георгия Юнгвальда-Хилькевича (оба научно-фантастические — про роботов), писатель-фантаст Иван Ефремов пишет «Туманность Андромеды», а братья Стругацкие — «Понедельник начинается в субботу». Возникает утопическая эстетика будущего, захватывающая все сферы жизни. Проектируемый образ будущего влияет на само будущее — чем интереснее технические и визуальные идеи сегодня, тем интереснее завтра само по себе. Вот почему мы считаем необходимым показывать артефакты материальной культуры прошлого, чтобы те, кто живут сегодня, знали, какой длинный эволюционный путь прошли электроприборы за столь сжатый период времени. Кроме того, дизайн бытовых электрических приборов 1960−70-х напоминает, сколь высок был уровень развития школы советского дизайна».
Аристарх Чернышев, художник, куратор выставки