В космосе обнаружили пульсар-«черную вдову»

24.09.2021, 12:06
Астрономы обнаружили новый пульсар в шаровом скоплении NGC 6712 с помощью сферического радиотелескопа с пятисотметровой апертурой.
Алена Ядвичук
В космосе обнаружили пульсар-«черную вдову»

Найденный пульсар интересен тем, что относится к классу «черных вдов» — вытягивает из своего менее массивного и удачливого компаньона вещество.

Крайне быстро вращающиеся пульсары (с периодом вращения менее 30 миллисекунд) ещё называют миллисекундными пульсарами. Они образуются в двойных системах — изначально более массивный объект превращается в нейтронную звезду, а она раскручивается из-за аккреции вещества от вторичной звезды.

Пульсары имеют собственную классификацию — например, пары с полувырожденными звездами-компаньонами называют «пульсарами-пауками». Если «спутник» имеет чрезвычайно низкую массу (менее 0,1 массы Солнца), такие пульсары называют «чёрными вдовами». Звёздный инсектарий этим не ограничивается — если звезда-компаньон тяжелее, пульсары называют «красноспинками».

Группа астрономов под руководством Чжэнь Янь из Шанхайской астрономической обсерватории сообщила об открытии еще одной «черной вдовы» в шаровом скоплении NGC 6712. Богатое металлами скопление расположено в 22 500 световых годах от Земли. Пульсару дали номер PSR J1853−0842A.

Согласно исследованию, PSR J1853−0842A имеет период вращения примерно 2,15 миллисекунды. Результаты показывают, что пульсар находится на небольшой круговой орбите и вращается с «парой» очень малой массы (от 0,018 до 0,036 массы Солнца). Оборот происходит за 3,56 часа, при этом пульсар затмевается. Пульсар расположен примерно на 0,14 радиуса ядра от центра шарового скопления NGC 6712.

Также был рассчитан верхний предел темпа аккреции от звезды-компаньона — пульсар забирает примерно 3,05 × 10 −13 масс Солнца в год, что сопоставимо с другими «чёрными вдовами».

Исследователи утверждают, что излучение PSR J1853−0842A, вероятно, блокируется на более низких радиочастотах — именно это они и хотят проверить во время будущих наблюдений за пульсаром.

Статья опубликована на сайте arXiv.org