В Иркутске разработали инновационный глубокошахтный аппарат: что в нем особенного

Глубокошахтный аппарат «СканДинАвиа» внешний вид
Глубокошахтный аппарат «СканДинАвиа».Источник: ИРНИТУ / наука.рф

Ученые из центра маркшейдерско-геодезических инноваций Иркутского национального исследовательского технического университета разработали новый глубокошахтный аппарат «СканДинАвиа». Он предназначен для решения сложной инженерной задачи — обследования вертикальных шахт, лишенных подъемных механизмов. Информация о разработке опубликована на официальном сайте Десятилетия науки и технологий в России.

Аппарат объединяет несколько инновационных технологий. Система стабилизации основана на комбинации видеокамеры, лазерного сканера и лебедочного механизма, обеспечивающего устойчивое положение устройства даже в условиях сильной вентиляции и большой глубины. Получаемые облака точек обрабатываются двумя оригинальными методами, специально разработанными программистами для данного проекта.

Компенсация вращения аппарата внутри шахты осуществляется двигателем стабилизации с помощью обратного вращения лопастей. Для подавления колебаний используются данные акселерометров и гироскопов, управляющих работой четырех боковых двигателей. Пропеллеры этих двигателей вращаются навстречу возникающим ускорениям, эффективно гася колебания.

Глубокошахтный аппарат «СканДинАвиа» в руках ученого
Глубокошахтный аппарат «СканДинАвиа».Источник: ИРНИТУ / наука.рф

«Этот прибор был спроектирован с нуля и собран всего за полтора месяца. «Боевое крещение» он получил на Приаргунском производственном горно-химическом объединении им. Е.П. Славского (входит в горнорудный дивизион ГК «Росатом»)», — комментирует один из участников команды конструкторского отдела Центра маркшейдерско-геодезических инноваций Семен Гриднев.

По словам эксперта, проверка работоспособности системы проводилась в сложных условиях эксплуатации: большая глубина, мощная вентиляция и присутствие армировок. Данные от гироскопа и магнетометра подтвердили ее высокую эффективность. Аппарат стабильно удерживает заданное положение и качественно фиксирует состояние стенок ствола шахты.

В будущем специалисты намерены провести дополнительные тестирования с увеличенной мощностью стабилизирующих двигателей и создать усовершенствованные алгоритмы управления, предназначенные для функционирования устройства в условиях чрезвычайно высокой интенсивности вентиляции.

Ранее в России впервые протестировали промышленный беспилотник для мониторинга шахт метро.

Поделиться

©  HI-TECH@Mail.Ru