В Древнем Риме мог существовать китобойный промысел
О том, какую рыбу ловили и ели в древности, ученые узнают по находкам на местах обработки морепродуктов. Но доказать таким образом существование китобойного промысло очень сложно: киты — археологические «невидимки», в отличие от костей других животных, кости китов редко доставляются к местам переработки и редко сохраняются.
В Европе таких находок практически нет, да и киты не водятся в Средиземном море, да и на востоке Атлантики их не видели уже два столетия. На гладких китов, которые предпочитают держаться побережья, европейцы охотились до конца средневековья, но сейчас они попадаются исключительно у берегов Северной Америки. До сих пор ученые сомневались в том, что киты когда-то водились в Средиземном море. С точки зрения климата оно не слишком отличается от тихоокеанских и атлантических вод, куда киты приходят выращивать молодняк, но кроме нескольких упоминаний в исторических документах существует только одно свидетельство о китах в Средиземноморье — фотографии, сделанные израильскими экологами в 2010 году. Этот уникальный случай объясняют тем, что этот конкретный кит заблудился и заплыл в Средиземное море.
Но несколько находок из римских колоний в окрестностях Гибралтарского пролива могут указывать на то, что две тысячи лет назад киты (серые и северные гладкие) плавали в Средиземном море — у берегов современной Испании. Ана Родригес, биолог из центра изучения экологии CEFE во Франции и ее коллеги опубликовали в журнале Proceedings of the Royal Society B работу, в которой ученые анализируют происхождение десятка костей из запасников европейских музеев, которые были найдены на территории археологических памятников Римской империи.
Из десяти костей, собранных по запасникам археологических музеев Европы, одна оказалась слоновьей, и одна — дельфиньей, еще семь совершенно точно принадлежали китам, происхождение еще одной — под вопросом. Заключения зоологов подкрепили анализом ДНК и коллагена — белка, состав которого различен у разных таксономических групп и который сохраняется лучше генетического материала. Все кости были найдены на территории пяти римских памятников возле Гибралтарского пролива. Другие находки в этих местах свидетельствуют о существовании там предприятий по переработке рыбы и морепродуктов: римляне солили там рыбу. Радиоуглеродный анализ подтвердил, что находки относятся ко времени существования римских колоний на Пиренейском полуострове.
Авторы исследования полагают, что их результаты доказывают существование крупных популяций серых и северных гладких китов в Средиземном море. Это отчасти подтверждается письменными источниками: Плиний Старший в «Естественной истории» описывает китов, приходящих с детенышами к побережью возле Кадиса — города на юго-западе современной Испании. А если в море водились киты, римляне могли на них охотиться. Для охоты на серых и северных гладких китов не нужно удаляться от побережья так далеко, как это требуется для охоты на кашалотов и горбатых китов. Серые и гладкие киты редко покидают прибрежную зону, поэтому римских судов должно было быть достаточно для организации китобойного промысла, отмечают авторы работы.
Коллеги согласны с авторами исследования не во всем. «Речь идет о горстке костей, датированных с разбросом в несколько сотен лет; этого недостаточно для доказательства того, что римляне занимались китобойным промыслом. Кроме того, если бы они систематически охотились на китов, это отразилось бы в изобразительном искусстве и письменных источниках. Римляне писали обо всем, чем занимались, есть много литературы о том, что они ели, в том числе рыбе и морепродуктов, но китовое мясо в этих источниках не упоминается», — отмечает Эрика Роуан (Erica Rowan), специалист по истории античности из колледжа Ройял-Холлоуэй при Лондонском университете.