В дневной атмосфере Венеры впервые нашли кислород

Астрономы из Немецкого аэрокосмического центра, изучающие атмосферу Венеры, непосредственно обнаружили признаки атомарного кислорода при дневном свете. Он висел над токсичными облаками планеты, сообщает ScienceAlert.

Согласно теоретическим моделям, атомарный кислород существует в атмосфере Венеры, и его уже удавалось обнаружить на ночной стороне планеты. Но на дневной стороне атомарный кислород еще не находили.

Атомарный кислород не похож на кислород, которым дышат земляне. Молекулярный кислород, или О2, содержит два атома кислорода, связанных между собой. Атомарный кислород состоит из одиночных, свободных атомов кислорода. Он не живет долго, поскольку он очень реактивный и легко связывается с другими атомами. На Земле атомарного кислорода много на больших высотах. Он образуется в результате фотодиссоциации молекулярного кислорода. По сути, солнечные фотоны расщепляют атмосферный O2 на атомы.

Предполагается, что аналогичный процесс происходит и на Венере. Атмосфера Венеры состоит преимущественно из углекислого газа. Когда свет Солнца попадает на этот CO2, фотодиссоциация расщепляет молекулы на атомарный кислород и оксид углерода. Когда эти атомы перемещаются на ночную сторону Венеры, они рекомбинируются в углекислый газ, в результате чего ночная сторона планеты светится. Атомарный кислород наблюдался как часть этого процесса.

На дневной стороне Венеры нашли атомарный кислород.
На дневной стороне Венеры нашли атомарный кислород. Источник: Unsplash

Теперь ученые изучили данные, собранные Стратосферной обсерваторией инфракрасной астрономии (SOFIA), которая летает высоко в атмосфере Земли. Самолет совершал три отдельных полета, собирая данные о 17 местах Венеры: семи на дневной стороне, девяти на ночной стороне и одном между ними.

Во всех 17 местах команда обнаружила атомарный кислород, максимальная концентрация которого приходится на высоту 100 километров. Это соответствует высоте, которая находится между двумя доминирующими моделями атмосферной циркуляции на Венере. Поэтому атомарный кислород — ресурс для исследования этой переходной зоны атмосферы на Венере, который ранее не использовался.

Карта расположения, температуры и плотности атомарного кислорода на Венере.
Карта расположения, температуры и плотности атомарного кислорода на Венере. Источник: Hübers et al., Nat. Commun., 2023

Венеру называют «злым близнецом» Земли. Она похожа на нашу планету в одних аспектах, но сильно отличается в других. Ее масса и состав аналогичны земным, но Венера — куда более суровый мир. Планета покрыта густыми облаками, состоящими в основном из углекислого газа. Из-за этого создается парниковый эффект, который нагревает поверхность Венеры до 464 °C.

Облака проливают на Венеру кислотные дожди, и вся атмосфера вращается вокруг планеты с огромной скоростью. Ветры могут достигать скорости 700 км/ч. Для сравнения — на Земле самой высокой скоростью ветра, когда-либо зафиксированной, был ураганный порыв в 407 км/ч.

Ученые не знают, почему Венера и Земля оказались настолько разными. Возможно, Венера когда-то была на том же пути, что и Земля, но где-то свернула не туда. А может, она была «злым близнецом» изначально.

Понимание атмосферы Венеры может помочь понять различия между двумя планетами.

Между тем фото и измерения солнечного зонда «Паркер» помогли изучить Венеру и ее световые вспышки. То, что долгие годы принимали за молнии, оказалось вовсе не ими.

Почему в метро такие длинные перегоны