В Цифровом Диктанте 2020 приняли участие более 330 тысяч человек
Подведены итоги ежегодной акции Цифровой Диктант — самой масштабной проверки знаний в сфере информационных технологий в России. По сравнению с прошлым годом количество участников увеличилось более чем в 8 раз.
Москва, 16 апреля 2020 года. — В России завершилась вторая ежегодная акция Цифровой Диктант, которая стала самой масштабной инициативой по проверке знаний в сфере информационных технологий в нашей стране. Она была организована РОЦИТ, ОНФ и Microsoft, при поддержке Координационного центра доменов .RU и .РФ и прошла с 28 марта по 11 апреля 2020 года. В ней приняли участие 330 148 человек (в 2019 году — 39 398). Среднее значение уровня цифровой грамотности участников акции 2020 года составило 7,25 балла из 10 возможных (в 2019 году — 7,15 балла).
Наилучшие результаты продемонстрировали дети 7–13 лет[1], которые в этом году участвовали в акции впервые, а также участники 25–34 лет. Среднее значение уровня цифровой грамотности этих аудиторий составило 7,82 балла. Самые низкие результаты показали люди 60-ти лет и старше (6,80 балла) и подростки 14–17 лет (6,77 балла). По сравнению с прошлым годом резко возросло количество пользователей, набравших максимальный балл (10). Если в 2019 году их было всего 304, то в 2020 году число «отличников» достигло 11 583 человек. Таким образом, их доля выросла с 0,77% до 3,5%.
«Рост популярности Цифрового Диктанта в нынешнем году можно охарактеризовать как «взрывной», — комментирует Сергей Гребенников, директор РОЦИТ. — На вызов проверить свои навыки в сфере информационных технологий в ряде регионов откликнулись свыше 20 тыс. человек. И это характерно не только для таких крупных мегаполисов, как Москва (20,7 тыс. участников). Настоящими популяризаторами Диктанта неожиданно выступили регионы с относительно небольшой численностью жителей. Это Тульская область, на территории которой Цифровой Диктант прошли более 28,5 тыс. человек, Белгородская область и Алтайский край с 20,5 тыс. и 20,2 тыс. участников соответственно. Наблюдается устойчивый рост интереса всех групп населения к проекту, что в целом создает хорошие перспективы для повышения цифровой грамотности в РФ».
Цифровой Диктант 2020 включал в себя 4 смысловых блока. Первый был посвящен основам цифрового потребления, а именно различным устройствам, программам и приложениям, второй — цифровым компетенциям, т.е. работе с интернетом, социальными сетями, интернет-магазинами и другими онлайн-сервисами, третий — цифровой безопасности, в том числе защите своих персональных данных и устройств, четвертый — инновационным технологиям, таким как искусственный интеллект и интернет вещей.
Лучше всего пользователи проявили свои знания в области цифровой безопасности, среднее значение уровня которой составило 7,47 балла. Однако у участников 14–17 лет наблюдается дефицит навыков по обнаружению компьютерных вирусов, а у детей 7–13 лет и взрослых 18 лет и старше — в области борьбы с угрозами конфиденциальности и целостности информации.
«Согласно данным ежегодного исследования уровня цифровой культуры DCI Microsoft абсолютное большинство (79%) российских интернет-пользователей сталкиваются с онлайн-рисками, — отмечает Эльза Ганеева, менеджер по работе с государственными организациями Microsoft в России. — При этом результаты Цифрового Диктанта демонстрируют, что уровень навыков цифровой безопасности и защиты персональных данных пользователей также вырос по сравнению с прошлым годом (7,47 баллов в 2020 году против 6,7 баллов в 2019 году). Мы надеемся, что по мере развития технологий, пользователи будут проявлять еще большую ответственность и совершенствовать свои цифровые навыки».
Наиболее сложным для участников 2020 года стал блок вопросов, посвященный основам цифрового потребления. Среднее значение его уровня составило 6,86 балла. Примечательно, что в прошлом году этот блок оказался для пользователей самым легким (среднее значение показателя составляло 7,81 балла). Наиболее сложным для детей 7–13 лет стал вопрос о создании презентаций — более половины не знают о том, что в них можно использовать видеофайлы и анимированные изображения. У каждого второго подростка 14–17 лет наблюдается дефицит знаний в области пользования облачными интернет-сервисами и мессенджерами.
Среднее значение уровня блока цифровых компетенций участников акции составило 7,41 балла из 10. Наиболее развитые компетенции продемонстрировали участники 7–13 лет, чье среднее значение уровня этого показателя достигло 8,11 балла. Они продемонстрировали более высокий уровень навыков, необходимых им для поиска информации в интернете, чем другие возрастные группы.
Важно, что по окончании акции в личных кабинетах участников Цифрового Диктанта в интерактивном формате стала доступна работа над ошибками. Пройдя ее, пользователи смогут узнать правильные ответы на вопросы, а также проработать темы, которые вызвали у них наибольшие трудности и потому требуют особого внимания с их стороны.
В ТОП-10 регионов России по цифровой грамотности вошли Свердловская область (7,96 балла), г. Санкт-Петербург (7,84 балла), Тамбовская область (7,84 балла), Владимирская область (7,79 балла), Псковская область (7,79 балла), Волгоградская область (7,76 балла), Орловская область (7,72 балла), Иркутская область (7,71 балла), Калининградская область (7,71 балла) и Ярославская область (7,7 балла). Москва в этом году заняла лишь 45 место со средним значением 7,27 балла, в прошлом году она была на 21-ом месте.
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Партнерами акции выступили: Лаборатория Касперского, АО Почта России, РАЭК, TikTok, Департамент информационных технологий города Москвы, «Университет Национальной технологической инициативы 20.35», Центр компетенций для кадров цифровой экономики, Сеть коворкинг-центров «Точек кипения» и Координационный центр доменов .RU/.РФ. Технологический партнер: Ruvents. Инфопартнерами стали: Российская Газета, Комсомольская Правда, Lenta.ru, Gazeta.ru, портал «Цифровая грамотность», Российская государственная библиотека для молодежи, просветительский проект «Курилка Гутенберга», Нетология, Ru-Center, образовательная компания MAXIMUM Education, Кружковое движение НТИ, интерактивная образовательная онлайн-платформа УЧИ.ру, кириллический домен верхнего уровня .ДЕТИ, социально-образовательный проект для школьников «Изучи Интернет — управляй им!», телеканал «Наука».
[1] Цифровой Диктант был рассчитан на 3 возрастные группы: в нем приняли участие 79 811 детей — 7–13 лет, 121 838 подростков — 14–17 лет и 128 499 человек в возрасте старше 18 лет.
Tags: Цифровой Диктант, Цифровой Диктант 2020