В чем реальная польза для Apple от контроля над ПО и аппаратной начинкой
Несомненно, производитель оказывается в выигрыше, когда самостоятельно выпускает не только сами гаджеты, но и ПО к ним — именно как это делает Apple. И дело не столько в стопроцентной совместимости аппаратной и программной составляющих. Ведь конкуренты всегда могут обойти на повороте, выпустив технически более продвинутое устройство.
Примером тому — история с iPhone 6 и новым флагманом Samsung, Galaxy S6. В случае с корейским смартфоном производитель оснастил его более мощным процессором и увеличенным объемом оперативной памяти. В результате S6 обошел iPhone 6 в эталонных тестах Geekbench на производительность. Однако преимущество Apple как поставщика самих гаджетов и программной платформы для них совсем в другом — в возможности задавать тон и стандарты в плане дизайна и технологий в индустрии.
Допустим, ситуация с дизайном устройств не вызывает вопросов. Но как быть с ПО? Почему Apple по умолчанию считается трендсеттером (задает стандарты) в области программного обеспечения? На самом деле все предельно просто. Компания из Купертино львиную долю своих прибылей получает именно от производства техники, смартфонов в частности. Приложения для них в основном создаются и публикуются в App Store сторонними разработчиками. Однако сотрудничество с таким брендом как Apple обязывает разработчиков считаться с требованиями компании, и им приходится подстраиваться и адаптировать свои продукты именно к этим стандартам. Только так они получат доступ к обширной пользовательской базе Apple.
Соответственно, другим производителям смартфонов, конкурентам Apple, приходится подтягиваться к заданным стандартам, чтобы не отставать и обеспечивать собственных потребителей подобными товарами и услугами. В противном случае эти потребители быстро станут клиентами Apple. С другой стороны, преимущество в сотрудничестве с Apple для разработчиков сохраняется ровно столько, сколько производитель iPhone получает хорошие прибыли, и сколько его потребители готовы приобретать приложения для своих iOS-устройств.
Заставить конкурентов следовать заданным стандартам не так уж и сложно. Все дело в рынке и финансовой мотивации. Разработчики могут создавать программы для конкурирующих платформ в том случае, если им это удобно и не требует затрат средств и усилий, больших, чем при работе с той же Apple. Если производитель iPhone сможет удержать у себя пальму первенства и будет задавать стандарт, который по нраву и пользователям, и разработчикам, конкурентам не останется ничего иного, как следовать ее примеру. В этом-то и заключается суть «мягкой силы» Apple. Компания выпускает лучшие продукты, но и будто бы ненавязчиво принуждает других производителей и разработчиков следовать ее стандартам и интегрировать поддержку ее продуктов в их собственных творениях.
Если бы Apple не принадлежала платформа iOS, другие производители также выпускали бы устройства на ее основе, что в свою очередь значительно сократило бы влияние компании из Купертино на рынке. Любой стандарт в производстве аппаратной составляющей, созданный ей, не имел бы никакого значения, ведь рынок iOS-устройств был бы крайне раздробленным. Производитель iPhone просто не смог бы заставить другие компании следовать его собственным стандартам. С другой стороны, поставляй Apple лишь программную составляющую для мобильных устройств, она бы никоим образом не могла бы навязать производителям гаджетов каких-то стандартов дизайна самих смартфонов. Лишь благодаря упомянутому положению вещей фирма смогла определить в индустрии, как должен работать графический интерфейс; впоследствии Microsoft просто скопировала заданный стандарт.
Вот один из примеров того, по каким принципам работает Apple. В далеком 2009 году она еще была скромным производителем техники с необычным логотипом. Однако именно Apple взяла на себя создание и внедрение в широкое использование фреймворка для написания компьютерных программ OpenCL 1.0, ставшего стандартом для разработчиков. И хотя у самой фирмы на тот момент не было какой-то особой власти или влияния на рынке, серьезные компании вроде Intel поддержали ее и приняли новый стандарт. Объяснение тому простое — Apple не боялась заниматься такими амбициозными проектами и брать на себя ответственность за создание стандарта. Ведь ее коллектив прекрасно понимал, насколько важно создателям программ обеспечивать потребителям оптимальный опыт использования их продуктов. К тому же с помощью единого стандарта сторонним разработчикам оказалось проще создавать ПО, совместимое с операционными системами Apple.
Из недавних новинок от Apple можно вспомнить о стандарте USB Type-C, именно такой универсальный порт появился в новом MacBook. Другие компании уже понемногу начинают интегрировать его и в свои продукты, примером тому свежая модель Chromebook Pixel.
Именно благодаря порту USB C компания из Купертино может сейчас выпускать ультратонкие ноутбуки. Это очень важно для Apple, и именно такую особенность ее руководство считает критичной и для пользователей. Проблемы могут возникнуть лишь в том случае, если сторонние поставщики аксессуаров не захотят обеспечить в своих новых продуктах поддержку данного стандарта. Но подобный сценарий развития событий крайне маловероятен. Опять же, Apple умеет внушить своим поставщикам и партнерам необходимость поддержки ее стандартов привычными средствами «мягкого влияния».
Однако если рассматривать абсолютный и идеальный пример способности Apple задавать стандарты в индустрии, то нужно говорить именно об iPhone. Только посмотрите, ведь любой смартфон, который мы видим сегодня на рынке — это практически iPhone в том или ином проявлении. Конкуренты стараются повторить его внешний вид (закругленные углы, сенсорный дисплей, размер разъема для наушников) и интерфейс (особенности вроде pinch-to-zoom, прокрутку экранов, то, как запускаются и сворачиваются приложения).
Популярность iPhone привела к тому, что разработчики для iOS, а также производители аксессуаров начали создавать продукты с поддержкой всех его известных особенностей и функций. Соответственно, если бы Apple не являлась создателем как самого смартфона, так и iOS для него, она бы не могла диктовать своим партнерам-разработчикам и поставщикам аксессуаров, что и как производить. Впоследствии конкурентам также пришлось следовать по стопам Apple, разрабатывая и выпуская на прилавки что-то вроде копий iPhone. В противном случае они оставались ни с чем — как BlackBerry.
На достигнутом компания из Купертино уж точно не остановится. Чтобы оставаться самой прибыльной, самой продвинутой и популярной фирмой на рынке потребительской электроники, ей придется продолжать задавать стандарты и в других сферах, не только на рынке смартфонов. Перспективы здесь определенно есть — в области Интернета вещей и в сфере дополненной реальности. Оба эти рынка подобны, поскольку они еще находятся на стадии развития, и здесь пока существует немало разных стандартов. Сама по себе Apple также еще не слишком глубоко проникла на данные рынки, хотя ситуация может кардинально измениться в самом ближайшем будущем.
Напомню, что совсем недавно Apple приобрела компанию Metaio, которая как раз и работает с дополненной реальностью. Перспектив здесь немало, стоит только инженерам из Купертино углубиться в изучение этой темы. Не забывайте и о HomeKit — системе типа «Умный дом», позволяющей пользователю удаленно управлять бытовыми приборами, домашней техникой и электроникой с помощью его iOS-устройств.
Поскольку мы здесь говорим о стандартах, в сфере дополненной и виртуальной реальности, Apple может определять способы взаимодействия шлемов виртуальной реальности с Интернетом и отображение ими информации. Интернет вещей также открывает перед производителем iPhone новые возможности. Здесь можно задать стандарты установления связи смартфона с домашней техникой. Само собой, все эти стандарты будут понятны и доступны только разработчикам. Но, как и в случае с iOS или OS X, именно это и нужно создателям ПО, чтобы гарантировать пользователям безупречный опыт использования соответствующих устройств.
Да и то, что Apple все же планирует проникновение на упомянутые рынки, как-то не вызывает сомнений. Аналитики пророчат этим сферам красочные перспективы и немалые прибыли. Так, рынок дополненной реальности к 2020 году может оцениваться в $150 млрд. А по прогнозам исследователей Business Insider Intelligence, прибыли от продажи устройств с поддержкой Интернета вещей составят $50 млрд к 2019 году. Аналитики уверены, что в данной индустрии крайне не хватает единых стандартов, и тут-то перед Apple открываются все двери. Похоже, что компания с огромным штатом лояльных сторонних разработчиков способна организовать практически любую технологически ориентированную сферу и направить ее работу в выгодное для себя русло.
У вас не работает дисплеи? iphone 4s можно починить обратившись к nelomal.ru.
© PCNEWS