В 2016 г. объем мирового рынка онлайн-образования превысит $50 млрд
Компания J«son & Partners Consulting представила обновленную версию обзора рынка онлайн-образования в России и мире в сегменте массовых онлайн-курсов.
Онлайн-образование, несмотря на свою относительную молодость, представляет из себя сложную структуру, которая включает в себя разнообразные направления в сегментах B2C и B2B. Отчет посвящен теме массовых онлайн-курсов для частных лиц и не затрагивает корпоративный сегмент. Эксперты J«son & Partners Consulting выделили два подсегмента: курсы по расписанию, лекции которых становятся доступными строго в определенное время, и курсы без расписания, лекции которых доступны в любое время.
Основной продукт образовательных платформ — это контент. Существует несколько возможных способа его производства:
Показ готового контента. Этим занимаются такие агрегаторы, как Uchinovoe, BeSmart и другие. Адаптация чужого контента. Например, Lendwings переводит популярные курсы с американской площадки Udemy. Использование пользовательского контента. Например, записи вебинаров Zillion. Собственное производство. Например, Eduson, Универсариум, Uniweb и ряд других. Преобладающей тенденцией является снижение востребованности сайтов-агрегаторов и повышение спроса на отобранные качественно подготовленные и снятые курсы.
Основные способы монетизации:
Продажа программы из набора курсов (Uniweb, Eduson) — в среднем $200–500 Продажа ролика (Besmart) — в среднем до $10 Продажа курса (Udemy) — в среднем до $100 Продажа подписки на период («Нетология», «ЯКласс», LinguoLeo) — $20–25 в месяц Продажа сертификатов при бесплатном предоставлении курса (Cousera) — в среднем $50–80 Продажа дополнительных услуг — консультации, проверка заданий и пр. (Web.University, Earlydays) — в среднем $100–300 Продажа данных посетителей рекламодателям для таргетированной рекламы (ResearchGate) Делать аналитику по загруженному контенту и подбирать необходимые исследования за отдельную плату (Academia.edu) Предоставлять дополнительные платные сервисы вроде хранилища материалов и организации дискуссионных площадок для вузов (Mendeley). Выступать обучающей, рекрутинговой и PR площадкой для компании (Udacity) Наиболее перспективными являются гибридные модели, предлагающие blended learning — смесь онлайн и офлайн обучения. Например, одна из трех крупнейших американских MOOC платформ Udacity недавно перешла именно на эту модель. Начиная с 2014 г. платформа предлагает платные курсы с постоянным сопровождением, проверкой заданий, обратной связью и дипломами как альтернативу бесплатным самостоятельным курсам. Курсы создаются на деньги компаний, заинтересованных в квалифицированных сотрудниках и сопровождаются их экспертами.
Например, курс по созданию приложений на Android стоит $300 и проходит 2 месяца. Курс создан компанией Google для популяризации Android и развития новых приложений. Включает в себя обратную связь по проектам, сопровождение коучей и финальные сертификаты.
Основные тренды мирового рынка онлайн-образования:
Микрокурсы — наблюдается тренд к уменьшению среднего времени одного ролика до 1–3 минут. Геймификация — основной задачей площадок является необходимость удержать внимание пользователя, для чего наиболее часто используется инструментарий геймификации. Новые технологии — многие эксперты и аналитики рынка говорят о том, что развитие технологий дополненной реальности сможет стать дополнительным драйвером роста всего рынка. B2B — корпоративный сегмент обращает все большее внимание на отрасль. Крупные корпорации выступают как в качестве потребителей, так и в качестве провайдеров услуг. Прикладные навыки — наблюдается тенденции к росту количества площадок, предлагающих именно прикладные знания и навыки. Особенно данная тенденция заметна в РФ. Рынок онлайн-образования достаточно долгое время находился в стадии зарождения. Несмотря на то, что первые площадки появились еще в 90-е годы, а первый значимый проект (MIT OpenCourseWare) в 2002 г., настоящий взлет рынка случился в 2012 г., когда были запущены три крупнейшие площадки: Coursera, EdX и Udacity.
Несмотря на затяжной старт, онлайн-образование моментально стало популярным, а рынок онлайн-обучения привлек множество инвесторов. Слушателями топ-10 мировых ресурсов в области онлайн-образования являются около 20 млн чел., а совокупные инвестиции в эти ресурсы превысили $300 млн. Общий объем инвестиций в онлайн-образование в 2000–2013 гг. составил $8,5 млрд.
Согласно существующим оценкам текущий объем мирового рынка онлайн-образования оценивается в более чем $40 млрд. По прогнозу, в 2016 г. эта цифра превысит $50 млрд.
Несмотря на то, что российский рынок онлайн-образования активно стартовал буквально на год позже запуска крупнейших мировых площадок — в 2013 г., следует отметить, что первые крупные проекты появились около 5 лет назад. В настоящее время, по оценке J«son & Partners Consulting, на рынке присутствует более 50 крупных проектов с десятками тысяч слушателей. Аудитория лидеров рынка насчитывает миллионы пользователей, например в сервисе Lingualeo — более 6 млн слушателей из России.
Ключевые цифры и факты российского рынка онлайн-образования:
экспертная оценка рынка в денежном выражении 2014 г. ~ i400 млн; общее количество слушателей составляет несколько миллионов человек; рост рынка в денежном выражении по сравнению с 2013 г. — 70–100%; число зарегистрированных пользователей на крупнейших MOOC -площадках составляет десятки тысяч, в некоторых случаях превышает 100 тыс.; по информации от игроков показатель конверсии находится в диапазоне 1–4%, медианная оценка ~ 2%; стоимость курсов варьируется от нескольких тысяч рублей до нескольких десятков тысяч в зависимости от тематики, продолжительности курса и детализации; на рынке присутствует более 50 площадок; 7,2 млн жителей России хотя бы раз проходили обучение онлайн ; 78% слушателей занимаются изучением английского; популярны площадки, готовящие к ЕГЭ и дающие навыки программирования; превалирует платная модель. Для оценки потенциала рынка онлайн-образования в России аналитики J«son & Partners Consulting оценили объем смежных рынков: сегмент репетиторов и рынок корпоративного образования. Согласно имеющимся данным , совокупный рынок репетиторов РФ оценивается в i26–30 млрд, в то время как объем сегмента корпоративного образования превысил i70 млрд. Совокупная оценка обоих сегментов ~i100 млрд. По мнению экспертов J«son & Partners Consulting к 2018 г. доля онлайн-образования в этих сегментах может достигнуть 5–7%, что составит не менее i6–8 млрд, из которых большая часть придется на корпоративный сегмент.
Отличительной характерной чертой российского рынка является платная модель обучения. Если западный рынок онлайн-образования развивался из бесплатных проектов, то на российском рынке изначально доминировала платная модель. На рынке существует ряд бесплатных проектов, но их число невелико. К числу наиболее значимых проектов можно отнести:
Lektorium (www.lektorium.tv) — некоммерческий академический образовательный проект, запущенный в 2009 г. по модели MOOC. Проект финансируется ФППИ и частными меценатами; Universarium (www.universarium.org) — некоммерческий академический образовательный проект, запущенный в декабре 2013 г. по модели MOOC при поддержке РИА Наука и АСИ; UniverTV (www.univertv.ru) — агрегатор онлайн-курсов. Российский рынок онлайн-образования привлекает венчурных инвесторов. За последние 2,5 года российские проекты привлекли около $15 млн.
© CNews