«Узкий мир порождает глупость»: почему вместо высшего образования я выбрал бизнес
Вступление.
С нами произошло достаточно много интересных событий за один месяц, но об этом я напишу тогда, когда смогу просто и лаконично рассказать обо всех этих событиях. Сейчас я хотел бы рассказать про высшее образование и почему я выбрал вместо него бизнес.
Для начала хочу сразу всех предупредить: я ничего не имею против «вышки», и все, кто учится или учился в ВУЗах — молодцы, но это моё мнение, и я его высказываю в своём блоге.
Эта статья довольно большая, но без упоминания части аспектов невозможно сформировать общую картину понимания моего духа. Это пример того, как окружающая среда и мнение большинства могут повлиять на Вашу жизнь. Вы проснётесь в 50, оглянетесь и скажете: «Черт возьми, я ведь хотел заниматься другим». Поэтому действуйте, экспериментируйте. Мир принадлежит бунтарям!
Советую прочитать мою статью о том, «как я делал свой первый «стартап», получилось довольно-таки весело, часть событий, написанных ниже, будет с ней пересекаться.
«Узкий мир порождает глупость».
Начну издалека, когда «сервер» загубили, это был уже 10 класс, и, как обычному школьнику нужно было определяться, чем я буду заниматься ближайшие пять лет после школы. Честно, родители меня никуда не пытались впихнуть и что-то навязать, но так как я родился в семье военного, и всю жизнь меня окружали военные, я, конечно же, ни о чем толком не думал, как о том, как «честно служить Его Величеству королю Прусской армии». Откуда взялась эта тяга к дисциплине и ходить под барабан — сейчас ума не приложу, но тогда я мечтал именно о судьбе военного, да ещё не о какой-нибудь, а именно стать пограничником. То место, где учили на пограничников, было ближайшим к моему дому военным институтом, и я подумал: «Было бы прикольно приезжать домой в увольнение в красивой форме».
Перед окончанием 10-го класса меня отец вызвал на серьезный разговор, и он не касался моей двойки, полученной по математике на переводном экзамене, тогда я хотел протестировать теорию.
Ходил слух, что если поставить все ответы наугад, то можно спокойно сдать экзамен. Теория оказалась ошибочной…
В общем, отец мне сказал так: «Сын, я знаю, что ты хочешь стать военным. Если ты уверен, то мы с мамой чем с можем, тем поможем. Но я бы тебе не рекомендовал связывать свою жизнь с армией». Мне тогда казалось, что армия это круто, ну, я, конечно, сказал, что буду поступать. Вот так мнение большинства, среды и узкого кругозора влияет на судьбу ребёнка.
Весь 11-й я усердно готовился к поступлению, подтянул все оценки, физкультуру…
Пришло время поступления, нас всех с сумками проводили за забор, почему меня сразу не смутило, что все курсанты с каждого угла кричали: «Ребята, не поступайте сюда»? Последним штрихом в вердикт сомнений забил гвоздь стишок, который выскребли на парте в аудитории: «Бай, ты в ХПИ не поступай». В общем, в ХПИ я не поступил, тогда для меня это был шок, и что-то я уже военным не хотел быть, но тогда я вообще ничего не понимал. Я размышлял, как из-за маленького отклонения по зрению мне сказали, что таким у нас не место. Хотя я видел несколько курсантов в очках. На самом деле была другая причина, о которой нам рассказали позже, но всё что не делается, делается к лучшему
В общем, так как я потерялся в реальности, я не с мог правильно сформулировать свои мысли, но родители старались сделать всё, чтобы я осуществил свою мечту, и они узнали в военкомате, что можно по быстрой за 4 дня собрать документы и подать в «пехотное» в Благовещенск. В Благе я просидел 2 недели в казарме, а на зачисление всех послали домой по той же причине, что и в ХПИ.
За 5 дней до зачисления все уже знали, кто поступит, а кто нет. Нам из 120 человек сказали так: «Народ, у Вас шансов ноль, вон тот, что «присмерти» в госпитале лежит, у него папа какой-то генерал, он поступил». Поэтому народ не терял времени, шатался по городу, пил и ломал казарму. Старший офицер, конечно, попытался что-то сначала сделать, но потом понял, что это ему не надо, и тоже придался общему забвению, подбухивая в канцелярии, видимо, предвкушая скорое сокращение и увольнение из рядов ВС. По казарме стоял удушливый смрад алкоголя, табака и травки, а в туалете вода била фонтаном, валялись бутылки из под пива и водки, ну и «бульбики». Кульминацией сего светопреставления стало массовое выкидывание суворовской формы в помойку и приготовление чего-то там из травки прямо на центральном проходе в казарме. Я оставшиеся дни лежал на кровати и раздумывал, чем мне вообще заняться в этой жизни, не предаваясь общему веселью. Для себя я понял, что в армию я больше никогда не пойду и с системой я не хочу больше связываться.
Мысли по-другому, к чертям прошлое.
Приехав домой, я нашел бесплатный техникум, так как после официального дня зачисления в ВУЗы и «технари» брали только на платную основу, а обременять родителей платой за учебу я не хотел. Поступил, там был жуткий недобор, и брали всех, даже после официального закрытия набора вообще на непонятную мне специальность и до сей поры даже неизвестную, имя ей «Прикладная геодезия». Я странно представлял вообще что это, но бесплатное проживание в общежитии, бесплатное обучение, да и стипендия в 500 рублей сделали своё дело. Тем более я рассчитывал в следующем году попытать своё счастье в каком-нибудь гражданском ВУЗе, за год думал определюсь. Сказать к слову, 99% всех студентов моей группы были примерно с похожей ситуацией, как у меня, и был лишь один, у кого отец геодезист и он целенаправленно шел по стопам отца. Я даже встретил там парня, с которым мы вместе в Благовещенске поступали.
Не определился, проучившись год в технаре, я понял, что получение образования это вообще не моё, но техникум я не бросил. Я быстренько закрыл сессию в техникуме, это можно было сделать легко, и с другом мы паковали чемоданы. У него были знакомые, которые нам на месяц отдавали домик на море. Мы уже в предвкушении крутого отдыха и просто бесконечного веселья взяли билеты и считали деньки, но за два дня до поезда мне позвонила мама и попросила съездить в военкомат: «Встретила знакомую и там что-то меня ищут». Я как честный гражданин поехал туда счастливый в тапочках и шортах, но паспорт от греха подальше я оставил дома.
Думаю, вы поняли, чем закончилось всё дело, я попал на годик в хороший такой оздоровительный лагерь. В военкомате никого не удивил ни мой внешний вид, ни отсутствие документов, даже сказали, что все анализы соберут сами. Ты только долг отдай, ведь Родина за тебя 11 лет учебы в школе оплатила. В общем, первые месяцы я провёл в учебке, находясь в непрерывном упоре лёжа, смотря в коричневый пол и размышляя о том, зачем я поехал в этот военкомат.
Ну, дальше я понял всю эту армейскую кухню — гасись и делай глупое лицо, как у чукчи — «моя твоя не понимай», ну, а если не успел, то получай от офицера или прапора «ништяков». Далее после учебки попал в службу РЭБ, не путать с рэпом и фифтисентом. Были весёлые и суровые будни, наш с товарищем маленький армейский бизнес (об этом нет смысла рассказывать), что тут предаваться воспоминаниям. Службу в армии я не считаю бездарным время препровождением, но если есть возможность туда не идти, не идите.
Вернувшись домой, я сказал себе «Спасибо, судьба, что не дала мне связать свою жизнь с армией». Я решил дальше окончить техникум по своей специальности, тем более бесплатно жить в городе и заниматься чем-нибудь интересным, это ведь круто, а с учебой сложностей никогда не возникало. Как-то всё просто было.
Начало пути.
Оставалось мне учиться 2 года, их я потратил на то, чтобы понять, чем мне интересно заниматься в жизни. Тогда я открыл в себе свой интерес к дизайну. Точнее я бы сказал к основам промышленного дизайна, конечно, это сейчас могу сказать, как это правильно называется и так далее, но тогда я в этом ничего не понимал и решил заглушить в себе эту любовь к красивым и простым вещам. Тогда мы со знакомым запустили проект общественного движения в городе Хабаровске. Мы решили попытаться решить проблему с плохими дорогами в нашем городе. Общественная деятельность дала мне большой опыт! Она научила меня общаться с людьми и искать себе соратников и ставить их на свою сторону. К слову сказать, дорожная ситуация действительно изменилась. Дороги стали лучше, тогда волна поднялась во многих городах, и это была не политика. От политики меня воротило, мы не относились ни к каким партиям, это просто были простые люди, которым надоели ямы в центре города. Мы собирали акции, проводили большие автопробеги, внизу пару фоточек.
Общими усилиями мы заставили чиновников положить асфальт и провести освещение на одной из улиц частного сектора, отремонтировать десятки улиц и сотни ям. У меня дома до сих пор стоит коробка с ответами. Конечно, сначала это были отписки, но после пары визитов в «гнездо» чиновников и съёмки этого всего на видео, широкого освещения в СМИ ситуация изменилась к лучшему. На каждое заявление реагировали выездом дорожной бригады.
Конечно, многие могут сказать, что я наивен и глуп, это Ваше мнение, но я вижу, как всё меняется, сравнивая с тем, что было и что стало. Я понимаю самое главное — быстро не бывает ничего. Завтра не изменится за один час, любой результат — это долгий и упорный труд.
Моя учеба в техникуме подходила к концу, общественная деятельность не приносила денег, да и не должна была, в неё я только вкладывал время и деньги, и об этом я ни жалею не капельки. Ведь я получил огромный опыт. Съездивши после 3-го курса на практику в тайгу, я смог заработать внушительную сумму денег. Придя на учебу, я открыл в общежитии пункт выдачи микро-кредитов студентам в целом за приемлемый процент.
Пятница, все собираются в клуб, а возле моей комнаты уже очередь за получением денег на веселье и радость.
Конечно, я понимал, что деньги по большей части уйдут на алкоголь или наркотики, но это был их выбор, если после 18 лет человек сделал такой выбор, значит это его решение. Время подходило к выпуску, я занимался общественной деятельностью, выдавал кредиты, ну и изредка посещал учебу. К ней, как писал выше, я не питал любви, после практики мне дали очень много опыта геодезисты. Только там я понял, зачем нужна моя профессия, полетал на вертолёте, но сама профессия мне не понравилась .
За 2 месяца до выпуска я съехал с общежития на квартиру, собрал все долги, какие смог, был, конечно, и процент невозврата, но он был крайне низок.
С кредитами я завязал, мне это не нравилось. Заработал я достаточную сумму денег, которую я позже вложил в будущую покупку квартиры, получение водительских прав и в новый бизнес. После выпуска я устроился на работу в компанию по своей специальности на должность инженера технической поддержки. Занимался работой с геодезическим оборудованием и клиентами.
Плюсы работы: я хорошо так поездил по России, узнал о многих технологиях, об измерениях земли, GPS и ГЛОНАСС. Теперь я знаю, почему не один гражданский навигатор не даёт Вам координаты не точнее чем 20–30 метров, а геодезический может дать данные с точностью до 1,5 см. Общался просто с фантастическими людьми и крутыми предпринимателями, которые делали свой бизнес вопреки всему. Видел, как строится космодром, мосты во Владивостоке, ГЭС. Общался с иностранцами, и мне всегда нравился их подход к делу.
Я думаю, что если большая часть предпринимателей России перестанет обещать то, чего не может сделать в данный момент и не хвататься за всё подряд, а доводить одно дело до ума, то у нас появятся больше «стартапов», которые за 5–7 лет смогут захватывать рынки.
Минусы работы: мне не нравилось быть геодезистом, и тем более мне тогда всё больше и больше начинал нравиться дизайн предметов. Хотя «прикладная геодезия» перестроила мой склад мышления, из гуманитарного она дала понимание структурного подхода, умение находить решения. В этом хорошо помогали задачки, в которых нужно было, например, проектировать место под строительство на болотах или прокладывать дороги в тундре.
На работе я как раз начал полноценно знакомиться с промышленным дизайном. К нам приезжали разные специалисты, представители заводов.
Они рассказывали, как устроены их производства, как создаются продукты, как они проходят тестирование. Однажды я даже сделал попытку предложить своё улучшение. Когда мы поехали на космодром «Восточный», мне поручили установить на бульдозер один датчик, но вот был облом — крепления для установки датчика то ли потеряли, то ли не взяли, а без него невозможно было закрепить его. Я включил свою смекалку и с помощью токаря запилил это крепление за один день. После я его отфотал и отправил производителю в представительство в Европе, но ответа не последовало.
Наверное моя идея была не нова)
Почему я не стал получать высшее образование.
Шел уже 3-й год, как я работал в частной компании, и мне предложили получить высшее образование. Я поступил в ТОГУ на факультет ПГС на заочное отделение.
Моя первая сессия стала последней. Это был такой трэш. За одну пару в нас пытались вложить все знания мира, которые обычно получают за год, а на следующий день устроить экзамен. При этом некоторые преподаватели не гнушались назвать тебя «идиотом» или «дебилом». Никто ничего не объяснял, за работу, которая была оформлена идеально и выполнена правильно, ставили не больше «тройки». При этом не имело разницы, купил ты эту контрольную или сделал её самостоятельно. Я себя почувствовал каким-то неудачником, находясь в стенах этого университета. Некоторые преподаватели, пользуясь своим должностным положением, просто издевались над тобой, морально унижая, при этом, чем их дисциплина была незначительней, тем ужасней была их манера общения и подачи информации. Странно так себя было вести, когда перед тобой сидит большая часть людей, которые пришли за знаниями, а не пострадать фигней.
Так как все мы платили из собственного кармана за учебу, а не мама с папой, средний возраст студента составлял 30–35 лет, странно было считать, что мы те, кого интересуют клубы и веселье. Люди там действительно старались учиться.
В общем, я бросил этот университет и не жалею. После мне рассказали, что на 3-ю сессию пришло 11 человек, из 75 которые были на первой. Там где-то и мой технарский диплом валяется. Конечно, в ВУЗах у нас в крае работают хорошие талантливые преподаватели и профессионалы своего дела, но обучаясь в ТОГУ на своём факультете, большинство были не уровня «преподаватель». Так как я снимал квартиру недалеко от своего универа, я видел жизнь своих преподавателей. Например, одна из них подрабатывала в аптеке в магазине рядом с домом, человек она была хорошая и преподаватель тоже, к слову, с химией не было проблем. Один раз встретил преподавателя по «истории и праву», который пытался меня морально унизить. Конечно, стоять в одном и том же костюме спустя 8 месяцев, и пить какое-то дешевое пиво с какими-то бомжами, и что-то им рассказывать на лавочке в парке, где ходят красивые девушки, — это то, что должен делать «преподаватель», я бы от стыда провалился, но кто я такой, чтобы читать морали.
Для меня представление об университете складывалось как о месте, в котором учат и развивают твою личность, вкладывая в неё знания и опыт.
Конечно, наивные рассуждения, но почему-то Российское образование хочется видеть таким. Когда я шел туда в первый день, у меня было какое-то интересное чувство счастья, но когда я уходил, я был просто морально истощен. На деле я получил уровень хамства, превышающий даже чиновников, какую-то непонятную жажду малипусенькой власти над человеком, которому нужно сдать предмет, а ты его будешь унижать, чтобы он вымаливал у тебя зачет. Закрытость, тотальное уничтожение любой инициативы, ну разве что кроме купить подарок преподавателю, а так любое мнение, идущее вразрез с мнением преподавателя, даже касаемо твоей профессиональной деятельности, будет жестоко уничтожаться. Так я попытался объяснить преподавателю, который хотел всем внушить, что GPS приемники в геодезии это зло, что GPS приёмников уже практически нет, есть спутниковые GNSS- системы, и они решают огромный спектр задач, готов был сделать ему вебинар с крутым специалистом из Москвы, который один на всю Россию. За что был удалён с пары без права на получения зачета, ибо моя контрольная работа всегда перечеркивалась красной ручкой и возвращалась обратно на переделывание. Но это было полбеды, самое большее — это оторванность преподавателей от реальности, они слабо представляли реальный рынок труда, что сейчас там происходит в их профессиональной сфере, каким оборудованием пользуются и т.д. А такое безразличие к новым знаниям я не видел ещё нигде, когда ты их приглашаешь поговорить с крутыми профессионалами, а они смотрят на тебя с глазами: «Боже, да ничего не надо, иди уже отсюда», даже из нашего техникума приходили преподаватели, когда наша компания устраивала различные мероприятия с целью поделиться видением мирового развития технологий в области измерения земли и так далее.
Вывод: Тема образования для меня закрыта. Я хочу учиться и получать знания теперь только в сфере промышленного дизайна, так как я нашел себя, но только у профессионалов. Предпринимателей я считаю истинными гениями нашего века, только они идут вразрез с общими устоями, в обществе и говорят: «Мне плевать на всё, я буду делать это». Поэтому я хочу связать свою жизнь, создавая хорошие вещи и получая за них деньги. Мы зарабатываем деньги не с целью наживы, а потому что мы хотим делать хорошие продукты, за которые люди будут платить, а полученную прибыль вкладывать в ещё большее интересные продукты.
В конце хотел бы сказать, что это моё мнение и только моё, возможно, с течением времени оно изменится, но если Вы мыслите по-другому, не пытайтесь мне навязать свои мысли. Я лишь поделился своей историей, и Вам уже решать, была ли она полезна для Вас или нет.
© vc.ru