Юстинианова чума - первая из мировых эпидемий
Эта пандемия (мировая эпидемия) вспыхнула в период около 541 года по старому стилю и быстро распространилась по всей Азии, Северной Африке, Ближнему Востоку и Европе. На пике своего развития она, по оценкам историков, уносила по 10 000 жизней на территории Константинополя ежедневно, хотя современные специалисты полагают, что эта цифра может быть преувеличена вдвое. Тела складывали прямо на улицах — хоронить такое количество мертвых было невозможно, отчего вонь трупного гниения расползалась по всему городу. Очаги эпидемии появлялись еще более чем два столетия спустя, хотя уровень токсичности постепенно снижался. Читать далее
Ученые полагают, что причиной заболевания являлись зараженные крысы и блохи на борту судов, импортировавших в Константинополь зерно транзитом из Египта и других стран. Чума вызывалась бациллой Y. Pestis, и сами переносчики были к ней невосприимчивы. Однако вирулентность микроорганизма так велика, что достаточно всего 3 бацилл, чтобы убить лабораторную мышь (а с укусом блохи человеку передавалось около 24 000 бактерий). Впрочем, судя по историческим хроникам, были и те, кто оставался полностью невосприимчив к инфекции.
Согласно новым исследованиям, опубликованным в журнале Molecular Biology and Evolution, генетический анализ останков жертв чумы, извлеченных из крупного захоронения близ Альтенердинга, Германия, показал, что этот конкретный штамм (названный Y. persis) прибыл из Китая. Ученые под руководством Дэйва Вагнера проанализировали образцы генома Y. Persis, найденные на скелетах, и обнаружили мутационные изменения под названием «единичный нуклеотидный полиморфизм» (SNP), делавшие их уникальными. Такие мутации заключаются в отличиях последовательности ДНК размером всего в один нуклеотид (A, T, G или C соответственно) в геноме представителей одного вида или между гомологичными участками хромосом.
В то же время исследования другой группы микробиологов, возглавляемой Майклом Фельдманом, показали, что Черная смерть не была прямым потомком Юстиниановой чумы, а скорее являлась ее «дальним родственником». Конечно необходим дополнительный анализ уникальных генетических особенностей бактерий. По крайней мере некоторые из этих мутаций могут быть связаны с вирулентностью Y. Pestis, а значит этот штамм гораздо разнообразнее, чем думали ученые. Изучение мутаций штаммов чумы крайне важно, так как позволяет сделать заключения о механизме глобального распространения заболевания, что в свою очередь позволит предупредить такие происшествия в будущем.