Установлен механизм выработки галлюциногена в мозге млекопитающих

Команда ученых из Мичиганского медицинского университета вместе с коллегами из других научных учреждений обнаружила в мозге крыс нейроны, ответственные за выработку диметилтриптамина(DMT) — сильного галлюциногена, вызывающего религиозно-мистический опыт.
37298400bc2221ef51694bd974cd7afa_cropped
Василий Парфенов
28 июня 2019 19:10

Установлен механизм выработки галлюциногена в мозге млекопитающих

Научная работа опубликована в журнале Scientific Reports 27 июня и доступна для изучения всем желающим. Чтобы проанализировать ткани животных исследователи прибегли к флуоресцентной гибридизации in situ — методу, позволяющему обнаруживать строго специфические последовательности ДНК и РНК в тканях. В процессе работы ученые обнаружили в различных отделах мозга нейроны, которые содержат энзимы, необходимые для выработки DMT. Ранее считалось, что это вещество производится только эпифизом, поэтому новое исследование преподнесло сюрприз.

Срезы тканей мозга крыс с выделенными областями, вырабатывающими DMT

Роль эндогенного диметилтриптамина в нервной системе млекопитающих до конца не установлена, однако его выработка организмом зависит от множества факторов, включая стресс. Например, в рамках этой же научной работы было обнаружено, что концентрация DMT резко возрастает в случае остановки сердца. Каковы механизмы этих процессов предстоит выяснить в дальнейших исследованиях. Возможно, существует связь между этим явлением и теми эффектами, которые вызывает экзогенный, то есть поступивший извне, DMT: изменение сознания с нарушениями восприятия времени и реальности, религиозно-мистические переживания и предсмертные ощущения.

На самом деле, называть эпифиз (шишковидное тело или железа) «третьим глазом» не совсем неправильно. Эта часть мозга действительно развивалась из отдельного светочувствительного органа, помогавшего нашим эволюционным предкам ориентироваться в смене времени суток. Такие «третьи глаза» сохранились у многих современных рыб, земноводных и даже птиц. В человеческом мозге эпифиз отвечает за выработку веществ в числе прочего регулирующих циркадные (суточные) ритмы всего организма.

Наличие диметилтриптамина в головном мозге было установлено уже давно, а на рубеже XX и XXI веков несколько научных работ были посвящены поиску мест его выработки, а также влиянию на организм млекопитающих и человека. DMT окутан мистицизмом сразу с двух сторон — во‑первых, он вырабатывается частью мозга, которую многие эзотерики считают «третьим глазом», а во-вторых его эффект широко известен шаманам Южной Америки. Во многих странах это вещество считается наркотиком и внесено в самые строгие списки, в том числе в России. Однако некоторые религиозные организации, например, в Бразилии, легально используют напитки содержщие DMT в своих обрядах.

28 июня 2019 19:10