Управление репутацией (SERM, ORM, HM)

cover.jpg

Кто и для чего заказывает услуги управления репутацией в Интернете

В избранное

В избранном

В последнее время все больше предпринимателей и маркетологов обращаются к услуге по управлению репутацией: растущая популярность соцсетей делает ее востребованной в Интернете; с ее помощью можно не только сформировать репутационный фон бренда, но и повлиять на результаты поисковой выдачи.

Существует две ситуации, когда для брендов становятся актуальными услуги по управлению репутаций:

  • если в Сети появляется значительное количество негативных отзывов и комментариев о компании;
  • если компания намерена повысить общий уровень клиентского сервиса и расширить территорию коммуникации с потенциальными клиентами.

Для наилучшего результата необходимо начинать заниматься управлением репутацией бренда в Интернете ещё до его появления на рынке. Такой подход позволит компании с самого начала создать собственный положительный образ и выстроить успешный диалог с клиентом, позволяющий решать отдельные проблемы по мере их появления.

Так сложилось, что большинство клиентов и агентств неверно понимают суть управления репутацией. К примеру, распространена ситуация, когда компании предлагают SERM (управление репутацией в поисковой выдаче), на деле же сотрудники агентства, которое предоставляет услугу, всего лишь мониторят упоминания о бренде и публикуют положительные отзывы.

Проблема в том, что мало кто из игроков рынка и клиентов разбирается в разнице между скрытым маркетингом (Hidden Marketing), управлением репутацией в Сети (ORM) и управлением репутацией в поисковой выдаче. В итоге клиенты получают не те услуги, в которых нуждаются.

Рассмотрим подробнее значение упоминаемых аббревиатур и их прямое назначение.

Скрытый маркетинг (Hidden Marketing)

Принцип работы

Для работы в этом сегменте используются ресурсы агентов влияния. Под видом типичного пользователя сотрудник агентства в обычном отзыве сравнивает товар или услугу с похожими, делится личным опытом и дает немного рекомендаций от себя.

Отличие агентов влияния от лидеров мнений значительное: вторым может быть любая популярная личность аудитория которого совпадает с целевой — от Юрия Дудя до Тутты Ларсен. В этом случае товар или услуга напрямую рекламируется знаменитостью.

Для примера возьмем стратегию продвижения мебельной фабрики. На форуме для дизайнеров интерьеров агент влияния интересуется, где купить диван с двумя противоположными спинками. К вопросу подключается другой заинтересованный пользователь, третий участник беседы информирует, что известные фабрики не производят таких моделей. Четвёртый агент влияния упоминает компанию, которая делает диваны с двумя спинками. Итого: на форуме работают четыре пользователя, продвигающие фабрику руками сотрудников агентства.

Другой вариант: использовать популярный форум о ремонте или с советами по дизайну для создания ветки обсуждения. Вначале появляется вопрос от агента влияния, где лучше приобрести диван «Атланта» (востребованная модель, которая имеется в наличии у большинства производителей). Второй пользователь комментирует, мол пытался купить диван в двух магазинах, но один из них не смог вовремя доставить мебель. В результате, такой диалог стимулирует аудиторию к выбору нужной компании.

Особенности

Для скрытого маркетинга важны площадки, на которых размещены упоминания о бренде, но не их количество. Поэтому эффективные агентства подходят к продвижению бренда стратегически, к примеру, оперируют инструментами поисковой оптимизации.

Перед тем, как советовать конкретные форумы для мебельной фабрики, агентства делают анализ результатов поисковой выдачи по запросу «какая компания быстрее всех делает кухонную мебель». Человек, изучающий советы на профильных площадках, будет регулярно видеть имя бренда.

Плюсы

Повышение узнаваемости бренда.

Рост заинтересованности целевой аудитории товарами или услугами, т.к. рекомендации исходят от обычных пользователей (агентов влияния) и знаменитостей, к мнению которых прислушивается аудитория.

Низкая цена на продвижение через агентов влияния в сравнении с привычной рекламой.

Минусы

Трудности в оценке эффективности. К примеру, отдачу от прямой рекламы у блогера можно анализировать по количеству переходов на сайт или по числу активированных промокодов, предлагаемых подписчикам.

Маркетинг под прикрытием не предполагает ссылок или показателей, которые бы позволяли отследить его эффективность. В отдельных случаях об успехе продвижения может сигнализировать рост трафика или увеличение продаж. С другой стороны, всплеск пользовательской активности можно отнести на счёт скрытого маркетинга, при условии, что параллельно не запущены другие рекламные кампании.

Работа только с позитивными отзывами. Используя исключительно скрытый маркетинг, компания не будет знать о негативных публикациях, которые отрицательно повлияют на поведение потенциальных покупателей.

Кому подходит

Только что появившимся брендам или продуктам, выходящим на рынок B2C. Успешно работает для бизнеса любой тематики, особенно для недвижимости и фармацевтики.

Управление репутацией в интернете (Online Reputation Management)

Принцип работы

Такие сервисы, как YouScan, IQBuzz или Brand Analytics позволяют агентству регулярно мониторить упоминания о бренде. Буквально через каждые 10–20 минут сервисы сканируют собственные базы сайтов и сигнализируют о появлении новых отзывов.

Далее вся полученная информация обрабатывается и анализируется. Отзывы сегментируются: решение проблем клиентов, ответы на вопросы по товарам или услугам и благодарность за положительные отзывы.

Количество позитивных откликов можно почти гарантированно увеличить благодаря конкретной мотивации текущих клиентов. К примеру, предлагать им скидку на товар/ услуги за опубликованный отзыв. Даже если этот метод окажется недействительным, всегда можно разместить позитивные отзывы от агентов влияния.

Проанализируем ситуацию, в которой сервис мониторинга уведомляет о появлении негативного отзыва о прачечной: потребитель недоволен качеством чистки пальто.

Специалист агентства, ведущий коммуникацию от имени бренда, запрашивает у пользователя номер заказа, выясняет у прачечной причину возникшей проблемы и сообщает готовое решение клиенту — предлагает повторную чистку. После этого посетителя прачечной просят удалить негативный отзыв, поскольку проблема решена.

Email-рассылки агентства будут эффективны в работе с позитивными отзывами. Если потребитель обращается к услугам конкретной прачечной больше одного раза, скорее всего, он остался доволен качеством услуг. При таком раскладе пользователю высылают письмо с просьбой разместить отзыв на сайте прачечной или на известном отзовике.

Особенности

Есть бренды, которые, что называется, не заморачиваются над написанием разных отзывов и размещают очень похожие хвалебные публикации на различных ресурсах. Администраторы сайтов с рекомендациями довольно быстро распознают фейковые отзывы по IP-адресам или местоположению и часто блокируют аккаунты подобных компаний.

Так, популярная площадка с отзывами регулярно обновляет антирейтинг брендов, которые часто грешат ненастоящими отзывами. Для того, чтобы не попасть в подобный рейтинг, нужно улучшить качество отзывов и использовать сервисы, позволяющие менять IP-адреса и местоположение юзера.

Плюсы

Еще один ресурс для повышения уровня клиентского сервиса и коммуникации с аудиторией.

Поиск и нейтрализация негативных отзывов.

Увеличение количества позитивных публикаций.

Конкретизация проблем по качеству товаров, услуг или обслуживании при системном использовании инструмента.

Минусы

Автоматизация мониторинга отзывных ресурсов не идентифицирует публикации, сделанные без упоминания бренда. На отдельных сайтах, где отзывы размещаются на страницах компаний, пользователь может просто написать: «Они меня кинули». Такой комментарий сервисы не заметят. Подобная проблема решается только ручным мониторингом.

Число площадок, которые могут просканировать программы, ограничено. В основном, это соцсети и популярные форумы, составляющие всего 5% Рунета.

Неполная картина эффективности. Как правило, агентства отчитываются перед клиентом по количеству размещенных положительных отзывов. Но, к сожалению, дальнейшая аналитика не проводится: неизвестно, как конкретно эти отзывы влияют на принятие решения о покупке или заказе услуг. Ведь может быть и так, что отзывы агентов публикуются на одних сайтах, а целевая аудитория бренда интересуется совсем другими площадками.

Кому подходит

Всем, кто уже представлен на рынке и имеет собственный пул клиентов. Качественный ORM будет эффективен для любого бизнеса в сегменте B2C, особенные успехи прогнозируются в области медицины и автобизнесе. Для B2B-компаний также могут быть актуальны подобные услуги, не считая узкоспециализированных рынков с небольшим числом игроков и потребителей.

Управление репутацией в поисковой выдаче (Search Engine Reputation Management)

Принцип работы

Если вы захотите опубликовать отзыв о товаре или услуге, наверняка первым делом вы откроете поисковик, наберете «бренд + отзывы» и зайдёте на первые сайты главной страницы выдачи. Такая модель поведения объясняет, почему основная задача SERM — вывод на первые страницы выдачи управляемые сайты, на которых можно работать с негативом.

Давайте посмотрим как работает SERM на примере сети медицинских клиник. Сотрудники агентства проводят регулярный мониторинг поисковой выдачи по запросу «клиники [название] + отзывы». Проверять каждый сайт на наличие отзывов и комментариев довольно долго, гораздо целесообразнее использовать для работы автоматические программы. К примеру, сервис SERMometer ежедневно анализирует поисковую выдачу и формирует тепловую карту репутационного окружения бренда.

Параллельно представители агентства следят за тем, чтобы негативные публикации относительно уже решенной проблемы были удалены. Репутация сети клиник в Интернете становится положительной.

Ресурсы с наибольшим количеством позитивных отзывов агентство повышает в выдаче поисковых систем с помощью SEO-инструментов. Также агентство инициирует создание управляемых веток на популярных форумах.

Конечно, не стоит забывать про раздел отзывов на официальном сайте компании, поскольку при грамотной работе он будет высоко ранжироваться по основным популярным запросам, связанным с брендом.

SERM эффективен ещё и потому, что работает с пользователями, находящимися на последнем этапе воронки продаж. Именно поэтому так важно управлять репутацией, чтобы мотивировать потенциальных клиентов стать реальными.

Особенности

Чтобы нивелировать негатив в отзывах, компании перекрывают их количеством нейтральных и положительных публикаций. В итоге в ТОП поисковиков попадают ресурсы, которыми невозможно управлять.

Гораздо эффективнее работать со всеми задействованными сайтами и размещать позитивные отзывы на управляемых площадках, продвигая их в поисковиках.

Плюсы

Создание положительного образа бренда в поисковой выдаче.

Коммуникация с пользователями, готовыми совершить покупку или заказать услугу.

Возможность влияния на принятие решения потребителем.

Поиск и нейтрализация отрицательных отзывов.

Определение проблем качества товаров или услуг, а также клиентского сервиса.

Минусы

Работа по управлению репутацией в поисковой выдаче без использования ORM недостаточно результативна. Повышение регулируемых площадок в ТОПе выдачи без реакции на негативные публикации и мотивации клиентов на самостоятельные отзывы — всего лишь полумера. Эффективные агентства, как правило, совмещают оба этих инструмента.

Кому подходит

Любому бизнесу и знаменитостям. SERM отлично работает в области мебели и финансов.

©  vc.ru