Ультравседорожник: тест Audi A4 Allroad

Универсал А4 Allroad стал первой моделью Audi, оборудованной трансмиссией quattro ultra с двумя муфтами подключения задних колёс вместо постоянного полного привода с межосевым дифференциалом Torsen. Стоит ли об этом жалеть?
a66012f01b6371f8aeb78743018ceff1_cropped
Александр Пономарёв
3 декабря 2018 07:00

Обсудить 0

Прощай, «Торсен» — здравствуй, «Ультра»! Теоретически это означает, что вместо «честного» постоянного полного привода здесь более современная трансмиссия с ведущей передней осью и подключаемыми только при необходимости задними колёсами. «Просто» quattro использует самоблокирующийся межосевой дифференциал Torsen, который по умолчанию делит тягу между передней и задней осью в соотношении 40:60. Момент трения у него создаётся за счёт осевых усилий в зубчатых зацеплениях — это надёжная и эффективная «механическая» конструкция.

А вот система quattro ultra устроена изрядно сложнее. Муфта (её выпускает известная компания Magna) установлена на выходном валу коробки передач. В масляной ванне находятся 5−7 пар (зависит от модели) фрикционных дисков, которые по команде электроники сжимаются электроприводом. В заднем дифференциале есть ещё и кулачковая муфта, которая размыкается с помощью привода одновременно с передней и отключает правую полуось. В таком случае карданный вал и ведомая шестерня главной передачи перестают вращаться вхолостую, что снижает механические потери в трансмиссии.

Принципиальный момент — в обычных условиях движения автомобиль с quattro ultra является переднеприводным. Задние колёса подключаются в случае пробуксовки или скольжения передних по команде электроники, которая опрашивает датчики каждые десять миллисекунд. В описании работы «Ультры» указано, что система учитывает даже температуру воздуха на улице и порой включает заднюю ось превентивно, чтобы избежать скольжений. Причём не только зимой, но и летом — в зависимости от стиля вождения.

Новая трансмиссия легче прежней quattro на каких-то четыре килограмма и помогает, по официальным данным Audi, снизить расход топлива — всего на 0,3 литра на 100 километров. Стоила ли игра свеч? Видимо, у решения перейти на quattro ultra есть серьёзное экономическое обоснование. А4 Allroad построен на модернизированной версии всефольксвагеновской модульной платформы MLB evo c двухрычажной передней подвеской и пятирычажкой сзади. Подрамник комбинированный: на алюминиевой части закреплён рулевой механизм с электроусилителем на рейке, на стальной — нижние рычаги подвески.

На российском рынке Allroad продаётся, увы, только с 249-сильным бензиновым турбомотором 2.0 TFSI, который представляет собой хорошо известный агрегат серии ЕА888 третьего поколения с комбинированным впрыском. Альтернативы коробке передач тоже нет: только семиступенчатый «робот» S tronic DL382 с двумя сцеплениями. В Европе полно и других вариантов — несколько дизельных моторов и даже механическая коробка передач для любителей экзотики, но это всё не для нас, а жаль.

A4 Allroad выше «обычного» универсала A4 Avant на 34 миллиметра: 23 из них приходятся на изменённую подвеску, остальное — на более высокие шины с профилем 45 вместо 40. Снаружи универсал повышенной проходимости можно узнать по расширителям колёсных арок (за отдельную плату их можно покрасить в цвет кузова, но это самая бессмысленная опция) и серебристым накладкам на бамперы и пороги. Как все современные Audi, он по-немецки строг и отточен, каждая линия его кузова нарисована по линейке. И зелёный цвет чудо как хорош.

2a48b55c0aa98c97216530cf46b064bd_fitted_
Лаконичный интерьер хорошо знаком нам по купе А5 и кроссоверу SQ5
0ee19bcf21535dce376c2743e8169c96_fitted_
У передних сидений минимум регулировок, но придраться к ним сложно
d1171d765c7d0e71b72ac943917ed30f_fitted_
Сзади относительно просторно — как по длине, так и в плечах
6107c7ae4faedfd63e94f33e801c65cd_fitted_
Багажник большой, правильной формы, а опциональный органайзер — отличная штука
840b2ccceb0631edd8ed340d1361f99c_fitted_
Двухлитровая бензиновая «четвёрка» бодро крутится и отлично тянет

Вот салон, знакомый по S5 и SQ5, всё так же скучноват, хотя коричневый цвет сидений и подлокотников придаёт уюта. Кресла, кстати, очень удобны, диапазон регулировок отменный, хороша опциональная панель приборов и всё так же оригинальна решётка дефлекторов во всю ширину передней панели — что-то больше никто из производителей не спешит это повторять. Радует отличный руль с логичными и понятными кнопками, который даёт возможность ещё раз убедиться, что регулировка громкости барабанчиком — лучшее решение из возможных.

Задний диван сравнительно просторен, спинки складываются в соотношении 40:20:40. В тестовом Allroad багажник хорош не только объёмом, великолепным освещением, но и опциональным органайзером, который невероятно удобен в плане разделения поклажи и аккуратной перевозки вещей. В общем, он оказался весьма кстати, потому что две с половиной сотни «лошадей» не ленятся и тянут на совесть, хотя «робот» сглаживает впечатления: ускорения с ходу почему-то выходят более стремительными, хотя динамика в любом случае достойная: по паспорту это всего 6,1 секунды до «сотни».

Для шустрых обгонов такие настройки — то что надо. Универсал охотно набирает скорость и «робот» с двумя сцеплениями явно чувствует себя комфортнее при активной езде, чем при медленной толкучке в московских пробках. При вялотекущем трафике коробка не только тяготеет к высшим передачам ради экономии топлива, но и часто включает нейтраль. Расход бензина действительно вполне гуманный, но объём топливного бака издевательски мал — всего 58 литров. Маршрут передвижения по загородным трассам приходится тщательно продумывать: заправляться нужно часто.

Замедляется A4 тоже здорово: тормозов хватает всегда, а короткоходная педаль создаёт ощущение хорошего запаса под ней. К рулевому управлению вопросов нет: очень лёгкий, но относительно острый руль заставляет воспринимать автомобиль более юрким, чем на самом деле. Обратная связь замечательна: можно почувствовать, как широкие шины уверенно цепляются за асфальт. При этом Allroad заметно кренится: всё-таки здесь повышена не только проходимость, но и центр тяжести — и от этого никуда не деться.

Подвеска универсала — пружинная, и её можно назвать довольно энергоёмкой, но плавность хода могла быть и получше. Крупные неровности Audi сглаживает хорошо, позволяя даже пологие лежачие полицейские проезжать ходом, а вот все мелкие недостатки зачем-то старательно подмечает: потряхивает на стыках, зудит на шершавом покрытии, вздрагивает на ямках. Но в целом управляемость Allroad можно назвать даже азартной: он уверенно проходит повороты и сорвать его с траектории очень непросто.

Осенью, без откровенно скользкого покрытия, почувствовать разницу в работе трансмиссий quattro ultra и quattro едва ли возможно. Разве что выставить автомобиль в скольжение в крутых поворотах показалось сложнее: при переборе скорости универсал плужит передком, но доворачивать задней осью не желает. Наверное, так безопаснее, особенно для неподготовленных водителей, но заставить универсал послушно танцевать в управляемом скольжении, как с олдскульной quattro, уже не получится.

В списке режимов системы Audi Drive Select появился и «внедорожный», который особым образом настраивает трансмиссию и силовой агрегат. Ну что сказать, на том бездорожье, куда позволит забраться не особо выдающаяся геометрическая проходимость без опаски за бамперы, автомобиль не пасует. По крайней мере, в осенней грязи он чувствует себя уверенно. У Audi A4 Allroad мало конкурентов, но и сегмент более чем специфичный: большинство предпочитают банальные кроссоверы — особенно учитывая стоимость таких универсалов. Но их присутствие на скудном российском рынке нельзя не приветствовать: на каждый товар, как известно, найдётся свой купец.

Технические характеристики Audi A4 Allroad 2.0 TFSI quattro
Двигатель
Рабочий объем, см3 1984
Тип двигателя Рядный, 4 цилиндра, с турбонаддувом
Тип топлива Бензин АИ-95 и выше
Мощность, л.с. при об/мин 249 / 5000−6000
Крутящий момент, Н·м при об/мин 370 / 1600−4500
Трансмиссия
Тип привода Постоянный полный
Тип коробки передач Роботизированная 7-ступенчатая
Подвеска
Передняя Независимая, пружинная, двухрычажная
Задняя Независимая, пружинная, многорычажная
Тормозная система
Передние Вентилируемые тормозные диски
Задние Вентилируемые тормозные диски
Размер шин 245/45 R18
Габаритные размеры
Длина / ширина / высота, мм 4750 / 1842 / 1493
Колёсная база, мм 2818
Дорожный просвет, мм 168
Масса
Снаряжённая масса, кг 1580
Максимальная масса, кг 2170
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 246
Разгон 0−100 км/ч, с 6,1
Объём топливного бака, л 58
Расход топлива (л/100 км)
Городской цикл 7,9
Загородный цикл 5,6
Смешанный цикл 6,4

©  Популярная Механика