Удивительные факты о древних людях: истории от антрополога Станислава Дробышевского
Битва в пещере Ле-Бишон
Эта пещера находится высоко в горах в Швейцарии, и при ее обследовании в уголке обнаружились кости человека и медведицы. Из этого вырисовывается следующее событие: молодой охотник лет 20 нашел в лесу медведицу, не растерялся, схватил свое копье и погнался за ней. Она, конечно же, забежала в свою берлогу, в эту самую пещеру, которую мы теперь знаем как Ле-Бишон. А человек зашел, зажег факел (так как в пещере есть пятно от угля), и воткнул ей в шею копье. Сейчас в третьем шейном позвонке этой медведицы можно найти здоровенную щель с обломком наконечника внутри. Медведица навалилась на этого охотника, и так, собственно, они и остались на дне этой самой пещеры.
Из всех этих грустных событий мы знаем, что древний человек был очень смелый, потому что медведица была сильно крупнее его самого. Более того, он умел очень хорошо охотиться, потому что даже в этом узком пространстве он успел и зажечь, и подготовить наконечник.
Перерождение в пещере Шове
В одном из самых дальних залов пещеры во Франции была найдена такая композиция: в зале с затопленным полом и колючими кристаллами вымощена дорожка каменными плитками, прямо как в саду. В середине зала громоздится здоровенный призматический камень, а на нем — череп медведя. В самой пещере есть довольно много следов пребывания людей: там можно найти скамейки из глины, рисунки и следы ребенка, который туда шел примерно 26 тысяч лет назад. Ребенку было примерно 6 лет, и он дошел по плиткам до медведя и, скорее всего, в этот момент преображался. Весь комплекс достаточно недвусмысленно намекает на то, что это был обряд инициации, посвящения во взрослую жизнь, когда ребенок должен стать взрослым и войти в состояние, когда он становится совсем настоящим охотником.
Иногда при обрядах инициации использовались негуманные методы введения во взрослую жизнь: детям выбивали зубы, шрамирование телом даже психологически унижали. А бывали и гораздо более мирные способы, когда ребенку рассказывали миф о сотворении мира, он его слушал и учил. В пещере Шове было что-то среднее, где с ребёнком ничего ужасного не происходило, но при этом он встречался с медведем. Причем, судя по берлогам, костям и следам медведей в этой пещере, там можно было встретиться не просто с черепом, а с настоящим медведем. Так, ребенок видел этого медведя и становился взрослым.
Из подобных обрядов из современной этнографии мы знаем, что часто обряды инициации предполагают смерть и возрождение этого самого ребенка. Иногда это обставляется ритуально: ребенка накрывают чем-нибудь, потом открывают, как будто бы он родился. А тут даже не надо было ничего изобретать — оно было по-настоящему.
Схватка в пещере у Нанкина
В этой пещере рядом с китайским Нанкином найдено большое количество костей животных, среди которых преобладают кости детенышей носорога Мерка. Теоретически это могло бы быть и естественное захоронение, но носороги не живут в пещерах, им там делать совсем нечего. И самое главное, что там найдена еще парочка человеческих черепов. Как там оказались эти люди — большой вопрос. Видимо, это были питекантропы, которые любили и умели охотиться на детенышей носорогов. Если вы видели носорога, то можете представить, насколько это животное большое и суровое. И вообще, носороги очень любят своих детишек и почти не отпускают их от себя.
На одном из черепов в Нанкине есть повреждение свода черепа носорога: он был скукоженный и немножко оплавленный. Такая реакция кости вообще может происходить на самые разные события. Примечательно, что на этом месте было заживление, то есть это прижизненное повреждение. Несмотря на то, что факт использования питекантропами огня все ещё не доказан, в этом случае очень высока вероятность скальпирования. Тем более, когда мы находим поврежденный череп человека рядом с костями носорогов, мы понимаем, что люди активно охотились на детенышей носорогов.