Ученые заметили в космосе «одуванчик»

3D-модель необычного остатка сверхновой в созвездии Кассиопеи
3D-модель необычного остатка сверхновой в созвездии КассиопеиИсточник: WM Keck Observatory/Adam Makarenko

Астрономы выяснили, как загадочная звезда созвездия Кассиопеи оставила после себя туманность, напоминающую одуванчик. Об этом пишет The Astrophysical Journal Letters. Сообщается, что речь идет о последствиях космического события, которое произошло в 1181 году. Тогда китайские и японские астрономы описали «звезду-гостью», которая неожиданно вспыхнула в небе.

Современная наука установила, что это был так называемый взрыв сверхновой звезды. Он произошел примерно в 6,5 тысячах световых лет от Земли, и в космосе по сей день можно наблюдать его остаток: расходящиеся во все стороны «нити». Самая известная разновидность взрыва сверхновой — это «гибель» массивного светила, в ядре которого заканчивается топливо для термоядерных реакций. Оно сжимается, а оболочка, наоборот, расширяется и сбрасывается.

Но бывают и другие варианты сверхновой. К примеру, взорваться может сжавшееся ядро небольшой звезды вроде нашего Солнца — так называемый белый карлик. Если она была не одна, а в двойной системе, то может получиться так, что после превращения в белый карлик она начинает перетягивать к себе вещество компаньона. И тогда в какой-то момент он вбирает в себя слишком много и взрывается.

Обычно в такой ситуации белый карлик самоуничтожается полностью, но случаются и редкие исключения, когда происходит частичный взрыв, и какой-то его остаток сохраняется. Именно так, по мнению астрономов, и произошло со «звездой-гостьей» 1181 года.

В своем новом исследовании ученые построили трехмерную модель необычного взрыва и обнаружили в остатке звезды неравномерное распределение вещества и даже большую полость внутри него. Они предполагают, что так произошел «ассиметричный взрыв» при слиянии двух звезд-прародителей.

Ранее астрофизики нашли черную дыру звездной массы, которая могла возникнуть не в результате взрыва сверхновой, как обычно, а по-другому.