Ученые выяснили, почему хочется закусить

Биологи из нескольких британских университетов нашли ответ на вопрос о том, почему питательные сами по себе спиртные напитки вызывают не чувство насыщения, а резкий голод.
    «Килька в томатном соусе». Николай Мазур. 2013. Холст, масло.

Этиловый спирт — самая питательная после чистого жира субстанция из тех, что человек потребляет перорально. Казалось бы, его употребление должно заставлять организм чувствовать насыщение и подавлять аппетит. Но положительная связь между перееданием и употреблением алкоголя — медицинский факт, доказанный множеством исследований и многовековой традицией выпивать рюмку аперитива перед едой. Влияние спиртного на чувство голода настолько парадоксально, что многие специалисты уже готовы были списать его на сложные социальные факторы.

Исследование, опубликованное в журнале Nature Communications, проливает свет на физиологические механизмы влияния этанола на аппетит. Эксперименты на живущих в одиночных клетках и потому не подверженных социальным стрессам мышах наконец объяснили, почему этиловый спирт вызывает чувство сильного голода, несмотря на собственную высокую питательную ценность.

В эксперименте под рабочим названием «алкогольные выходные» (alcoholic weekend — терминология авторов исследования) мышам по три дня кряду вводили этиловый спирт (в желудки — чтобы удостовериться, что мыши пьют не из гастрономических пристрастий) и наблюдали за изменением аппетита. Пьяные мыши ели существенно больше, чем трезвые.

Затем ученые измерили активность AgRP/NPY-нейронов гипоталамуса — клеток, в которых идет синтез пептида AgRP, играющего ключевую роль в регулировании аппетита. Особенно много AgRP в мозге вырабатывается во время длительного голодания. Чтобы выяснить, как этанол влияет на выработку AgRP, ученым пришлось разрезать мышиный мозг и уже в чашке Петри наблюдать активацию AgRP/NPY-нейронов в присутствии тех же концентраций этанола, которые наблюдались у не в меру прожорливых пьяных мышей. Оказалось, что эти нейроны в присутствии этанола работают так же интенсивно, как во время голодания. Другими словами, питательный сам по себе алкоголь «обманывает» мозг, заставляя его чувствовать голод.

У генномодифицированных мышей с нерабочими AgRP/NPY-нейронами аппетит и в «алкогольные выходные», и в дни трезвости оказался примерно одинаковым, что в частности доказывает, что в мозге нет других механизмов влияния спирта на тягу к пище.

AgRP/NPY-нейроны есть и у грызунов, и у человека. Поэтому можно предположить, что и у людей алкоголь не просто «выключает» самоконтроль, а заставляет мозг генерировать фальшивые сигналы голода, которые вызывают те же ощущения, что и длительное воздержание в пище.