Ученые выяснили, как кишечные бактерии снижают эффективность лекарств

09.09.2021, 10:13
Новое исследование говорит о том, что кишечные бактерии могут накапливать большое количество лекарственных препаратов и потенциально снижать их эффективность. Исследование основывается на растущем понимании того, как наш микробиом может снижать или усиливать активность определенных лекарств.
Ученые выяснили, как кишечные бактерии снижают эффективность лекарств
Pikovit/Depositphotos

Если вы принимаете лекарство, но оно не действует, вполне возможно, в этом виноваты ваши бактерии. К тому выводу пришли исследователи в новой работе

Бактерии, живущие в нашем кишечнике, могут играть определенную роль в эффективности лекарственных средств. Ранее ученые обнаружили, что метаболит, вырабатываемый определенными микроорганизмами, может блокировать эффекты препарата, используемого для лечения диабета. Другие исследования показали взаимодействия между микробиомом и препаратами для химиотерапии, при этом некоторые виды бактерий повышают токсичность химиотерапии, в то время как другие могут усиливать полезные эффекты.

В новом исследовании биологи из Кембриджского университета вместе с коллегами изучали взаимодействия между несколькими комбинациями лекарств и бактерий. Исследование было сосредоточено на 15 широко используемых пероральных препаратах и их взаимодействии с 25 распространенными штаммами кишечных бактерий.

Результаты работы оказались неожиданными. Большинство обнаруженных авторами взаимодействий между лекарственными средствами и бактериями было связано с лекарствами, которые накапливались внутри микроорганизмов, и это было удивительно, поскольку биоаккумуляция ранее не считалась существенным фактором, влияющим на терапевтическое действие лекарств.

В исследовании сообщается о 70 специфических взаимодействиях между лекарственными средствами и бактериями, 29 из которых были новыми. Интересно, что 17 из этих 29 недавно зарегистрированных взаимодействий были вызваны лекарствами, накапливающимися в бактериях. Было обнаружено, что такие препараты, как росиглитазон (при диабете), монтелукаст (при астме) и рофлумиласт (при хронической обструктивной болезни легких), накапливаются в определенных видах бактерий.

Авторы работы планируют продолжить это фундаментальное молекулярное исследование и подробнее изучить то, как кишечные бактерии человека связаны с различными индивидуальными реакциями на такие лекарства, как антидепрессанты.

Статья опубликована в журнале Nature.