Ученые, ставшие фантастами: Стивен Эриксон и Адам Пшехшта

Мы продолжаем нашу рубрику»Ученые, ставшие фантастами», в которой рассказываем о писателях, успешно совмещающих литературную и научную деятельность. В предыдущих выпусках речь шла преимущественно специалистах в естественных науках, но на сей раз поговорим о двух авторах, которые занимались не точными, а гуманитарными науками — и активно используют свои знания в творчестве.
Ученые, ставшие фантастами: Стивен Эриксон и Адам Пшехшта

Стивен Эриксон

Специализация: археолог, антрополог.

Стивен Эриксон (настоящее имя — Стив Руне Лундин) родился 7 октября 1959 года в Торонто, Канада, и вырос в Виннипеге. Он учился в университете Манитобы, где получил образование археолога, а затем степень бакалавра по антропологии. Последующие три года он работал над магистерской, но уже с двадцати лет начал пробовать себя в писательском ремесле.

Его первые произведения, написанные еще не под псевдонимом, были посвящены археологу из Латинской Америки, и их удалось опубликовать в маленьком канадском издательстве. Затем Эриксон понял, что хочет посвятить себя литературе, и бросил университет. Сперва он получил степень бакалавра изобразительных искусств в университете Виктории, после чего — степень магистра в Мастерской писателей Айовы.

Первой крупной и по-настоящему успешной литературной работой Эриксона стал фэнтийный цикл о мрачном мире Малазана. Его Стивен придумал вместе с другом Ианом Эслемонтом, как основу для настольной ролевой игры. Друзья написали по нему киносценарий, но не смогли заинтересовать им студии. И тогда Эриксон написал «Сады луны», первый роман грандиозного сериала «Малазанская Книга Павших».

Цикл по праву считается одним из лучших представителей темного фэнтези, и отличается невероятным масштабом. В романах Эриксона десятки персонажей, а действие охватывают целые континенты. Причем среди героев имеются как простые смертные, так и те, кто обладает божественным могуществом. Кроме того, «Малазанская книга Павших» славится детальной проработкой мира и великолепным описанием батальных сцен — от поединков до эпических сражений. Прорабатывая культуры и традиции многочисленных народов, населяющих его мир, автор во многом опирался на свои знания из области антропологии. Цикл Эриксона насчитывает десять томов, и на Западе критики его ставят в один ряд с «Песней льда и огня» Джорджа Мартина.

Сам Стивен Эриксон — очень разносторонний человек. В свободное время он любит рисовать, а среди его интересов — квантовая физика, терраформирование планет, крестовые походы, карго-культ, история, палеонтология и множество других тем.

Стивен Эриксон также отметился на ниве социальной фантастикой, написанной в духе классиков жанра, с романом «Радость, словно нож у сердца». В нем автор представил ситуацию, в которую на Землю прибывает конгломерат инопланетных цивилизаций. Они приходят к выводу, что человечество слишком сильно угрожает планете и культивирует жестокость и насилие. Пришельцы необычным образом вмешиваются в дела людей, прекращая все насилие на планете, но многие человеческие проблемы так никуда и не исчезают…

Адам Пшехшта

Специализация: историк, преподаватель истории

Адам Януш Пшехшта родился 14 апреля 1965 года в польском городе Забже. Он учился в Зеленогурском университете, где получил докторскую степень по истории, после чего некоторое время преподавал ее.

Еще во время научной деятельности Пшехшта много писал — правда, это были не художественные книги, а статьи о работе спецслужб, пособия по ножевому бою и самообороне, кибернетике и окинавском карате. А затем Адам взялся и за художественные книги, в которых нашли отражение многие его интересы.

Историческое образование позволило Пшехште уверенно писать о событиях прошлого. Однако Адам не воспроизводит их в точности, а пускает историю по альтернативной колее, привнося в сюжеты элементы сверхъестественного.

«Адепт» — первый роман популярной трилогии автора под названием Materia Prima. События разворачиваются в начале XX века, когда по всему миру возникают анклавы — территории, на которых появляется магия и демонические создания. Люди огораживают эти зоны заборами из серебряных прутьев, но различные артефакты и монстры, находящиеся в анклавах, представляют большой военный и научный интерес.

Поначалу роман вызывает некоторые ассоциации с «Пикником на обочине» братьев Стругацких, однако Пшехшта поворачивается свою историю по иному пути. Он больше концентрируется на политических интригах, детективных расследованиях и тех изменениях, которые принесло Российской Империи начала XX века возникновение анклавов.

©  Популярная Механика