Ученые разработали модель предсказания мутаций SARS-CoV-2. Главная новость за 7 июля
Если чему-то нас и научила пандемия, то высокой эффективности вакцин
На сегодня вирус SARS-CoV-2 — самый изученный объект живого мира. Причем вирус исследуется в динамике: он мутирует, ученые сразу определяют, какие именно мутации произошли. Люди вакцинируются, и к спонтанным мутациям добавляется внешнее давление на вирус. Если пандемия и принесла что-то хорошее, то это, наверно, две вещи: она показала эффективность вакцинирования и научила отслеживать вирус со всеми его изменениями. А ведь мы живем в мире, где самые распространенные существа это именно вирусы, и нам просто необходимо уметь с ними бороться.
Ученые из компании Vir Biotechnology и Института геномики и эволюционной медицины Университета Темпл, США попытались обобщить огромный опыт исследования SARS-CoV-2 и его мутаций. Они построили математическую модель, которая способна новые мутации предсказать. Были взяты все доступные на сегодня данные по всему миру. Профессор Геттингенского университета Константин Крутовский так прокомментировал «Известиям» работу коллег: «Было проанализировано 1 104 875 сиквенсов (образцов генетического кода SARS-CoV-2) и более 6,2 тыс. мутаций, вызывающих замены, вставки или делеции (выпадение) аминокислот в шиповидном белке». Чтобы проверить достоверность модели ученые взяли данные о мутациях вируса, и попробовали предсказать, что мы уже знаем: появление дельта-варианта. И им удалось предсказать все главные мутации дельта варианта.
Настолько эта модель достоверна, скоро будет понятно: на основе имеющихся данных ученые предсказали 22 мутации, которые появятся в течении ближайших 5 месяцев и широко распространятся. Если предсказание подтвердится, у нас будет сильный инструмент: мы будем вирус опережать.
А вирус продолжает мутировать. Ученые целого ряда университетов в том числе университета Вашингтона, Сиэтл опубликовали исследование варианта B.1.427/B.1.429. Этот вариант распространяется пока только в Калифорнии (зимой примерно половина всех случаев заражения приходилось именно на него). Он включен в список ВОЗ: «варианты вызывающие озабоченность». Калифорнийский вариант вызвал особое внимание ученых, потому что в нем произошли сразу несколько мутаций, и они, видимо, оказались полезными для вируса (по крайней мере несмертельными). Мутации произошли не в той части спайкового белка, которая крепится к рецептору клетки (RBD — это своего рода «лапка», которая захватывает рецептор ACE2), а в основании (NTD — или «ножке» белка), которое надежно определяют антитела. И антитела (не все) перестали обнаруживать мутировавший вирус. Эффективность мРНК-вакцин при калифорнийском варианте ниже, чем в среднем. В условиях высокой доли вакцинированных в Калифорнии этой мутации развернуться не удалось. Но если калифорнийский вариант попадет в чистое поле, — например, в Африку, где вакцинировано 5%, или в Россию (12%), он еще может себя показать. Впрочем, пока не исследовано и воздействие на калифорнийский вариант векторных вакцин, таких как AstraZeneka или «Спутник». Возможно, они справятся лучше.
Но в целом, если верить ВОЗ, все не так и плохо. Майкл Райан, директор программы ВОЗ по чрезвычайным ситуациям, сказал, что ситуация с распространением COVID-19 в мире стабилизировалась. Правда, стабилизировалась она на довольно высоком уровне — около 350 тысяч инфицированных в день. И стабилизировалась, прямо скажем, не везде. В общем средняя температура по больнице расти перестала, но нас это пока мало успокаивает: в нашей палате все обстоит далеко не лучшим образом.