Ученые рассказали, как ищут информацию пользователи Википедии
Ученые из Пенсильванского университета провели масштабное исследование, которое выявило различные стили любопытства у пользователей Википедии. В ходе работы они проанализировали поведение 482 760 пользователей из 50 стран и пришли к интересным выводам.
Исследователи выявили два основных стиля любопытства: «зевака» и «охотник». «Зевака» характеризуется случайными переходами от одной темы к другой. Пользователи этого типа не стремятся к конкретной цели, а просто наслаждаются новыми знаниями, часто не связанными между собой. В противоположность им «охотники» действуют целенаправленно, находя информацию, необходимую для решения конкретной задачи.
Один из ключевых выводов исследования касается того, как социальное неравенство и доступ к образованию влияют на стиль поиска информации. В странах с высоким уровнем гендерного и образовательного неравенства пользователи чаще демонстрируют «охотничий» стиль, целенаправленно ища конкретную информацию. В странах с более высоким уровнем равенства наблюдался противоположный эффект — люди с большей вероятностью проявляли стиль «зеваки», прыгая от одной темы к другой и расширяя свои знания.
По словам Дани Бассетт, одного из авторов исследования, такие различия могут быть связаны с культурными особенностями: «В обществах с большим равенством люди, возможно, больше ориентированы на разнообразие идей, тогда как в странах с неравенством люди могут быть сосредоточены на достижении конкретных целей».
Одним из самых интересных открытий стало обнаружение третьего стиля любопытства — «танцор». «Танцоры» изучают информацию, делая прыжки между различными областями знаний, но в отличие от «зевак», их переходы не случайны, а скорее творческие и осмысленные. «Танцор» видит связи между различными дисциплинами и создает что-то новое, объединяя на первый взгляд несвязанные данные.
Авторы исследования подчеркивают, что понимание разных стилей любопытства может помочь в образовательных практиках. Например, дети с «охотничьим» типом любопытства могут испытывать трудности, если система образования ориентирована на свободное исследование, характерное для «зеваки». Соответственно, понимание индивидуальных предпочтений в изучении информации может помочь разработать более эффективные образовательные стратегии.
Ученые планируют продолжить изучение факторов, влияющих на стили любопытства, в том числе биологических. Например, они хотят выяснить, меняется ли стиль поиска информации в зависимости от времени суток. Вдобавок исследователи намерены изучить влияние внешних факторов, таких как работа или личные интересы, на то, как пользователи ищут информацию в Википедии.
Это исследование открывает новые горизонты в изучении человеческого любопытства и его роли в процессе обучения. Понимание того, как люди взаимодействуют с информацией, может привести к улучшению не только образовательных процессов, но и развитию искусственного интеллекта, способного «учиться» на основе человеческого любопытства.
Ранее стало известно, что «Википедию» атакуют выдуманными статьями