Учёные раскрыли секрет работы растительных лекарств от рака

Российские ученые из Московского физико-технического института (МФТИ) и их зарубежные коллеги сделали еще один шаг к разработке терапии онкологических заболеваний с помощью веществ, полученных, в том числе, из таких привычных нам растений, как укроп и петрушка, сообщает РИА Новости.

Как уже писала «РГ», удивительное открытие ученые МФТИ и институтов РАН сделали в прошлом году, когда работали над усовершенствованием существующих механизмов борьбы с раком. Так, химиотерапию, которая сегодня является главным способом медикаментозного лечения онкологии, проводят антимитотиками — веществами, которые не дают расти опухолевым клеткам, нарушая процесс их деления, разрушая белок тибулин.

Мощным антимитотическим средством является глазиовианин А, содержащийся в листьях бразильского дерева Ateleia glazioviana Baill. По словам ученых, лабораторный синтез такого вещества — процесс сложный, поскольку для этого требуются дорогие прекурсоры (веществ, которые участвуют в реакциях, необходимых для получения конечного продукта) и катализаторы. Авторы исследования предложили новый, более короткий и дешевый синтез глазиовианина А. Прекурсоры для него удалось получить из семян петрушки и укропа.

Теперь же ученые попытались понять, как именно работают открытые ими вещества и похожие на них соединения из класса тиенопиридинов. Для этого они использовали не раковые клетки, а их ближайший «здоровый» аналог — зародыши ежа, за делением крупных клеток которых достаточно удобно наблюдать.

Как показали опыты, лекарства очень избирательно действуют на клетки, соединяются с тубулином и разрушают его, прикрепляясь в трех разных точках. Экспериментируя с данными лекарствами и их виртуальными «копиями» на компьютере, биохимики нашли оптимальную точку для соединения препарата и тубулина, где он будет действовать на белок с максимальной эффективностью.

— Мы выяснили, что исследуемые молекулы связываются именно с микротрубочками белка тубулина, а также мы уточнили место, где они связываются с белком. На основе этих данных можно улучшить стабильность и селективность действия этих молекул, — отметил профессор МФТИ Александр Киселев.

Ученые надеются, что собранные ими данные помогут в разработке новых препаратов, способных бороться с раком и при этом максимально оберегать здоровые клетки от массовой гибели.