Ученые раскрыли секрет эффективного обучения
Человеческая память — сложный механизм, зависящий от множества факторов, поэтому практические советы по обучению не всегда очевидны. Однако известно, что обучение наиболее эффективно, когда мы извлекаем материал из памяти, а не просто перечитываем его, и когда учебные сессии распределены во времени, а не, например, накапливаются в течение одного вечера перед экзаменом.
Но можно ли сделать обучение еще более продуктивным? Как показало исследование Евы Бутовской-Бучиньской и ее коллег из университетов Варшавы и Познани, ключом к этому является так называемое вариативное обучение. Этот подход подразумевает, что изучаемый материал следует осваивать с разных сторон, в различных контекстах и с использованием разных способов его извлечения из памяти.
В рамках исследования участникам предложили изучить иностранные (финские) слова, помещенные в предложения на их родном языке. Например: «Папа подметает lattia» (финское слово lattia означает «пол»).
Участников разделили на две группы: одна изучала слова, которые повторялись в одном и том же контексте («Папа подметает lattia» пять раз), а другая сталкивалась с разными предложениями («Папа подметает lattia», «Собака лежит на lattia», «Ребенок играет на lattia» и так далее).
Результаты показали, что участники, изучавшие слова в разнообразных контекстах, лучше запоминали их. Причем это наблюдалось не только сразу после завершения обучения, но и спустя 24 часа.
Интересно, что участники считали более эффективным повторение слов в одном и том же контексте. Однако это оказалось ошибкой — их субъективные ощущения не соответствовали объективным результатам тестов. Это явление называется метакогнитивной иллюзией: ложное убеждение, что определенный способ обучения является более эффективным.
Вариативное обучение можно сравнить с созданием множества «тропинок», которые ведут к запоминаемой информации. Чем больше таких путей, тем выше вероятность успешного извлечения материала из памяти в разных условиях.
Однако такой подход требует больших усилий. «Изучение информации с разных сторон представляет собой вызов для нашей памяти. Но именно это усилие способствует лучшему усвоению знаний», — объясняет Ева Бутовская-Бучиньская.
Авторы исследования считают, что результаты их работы могут лечь в основу рекомендаций для учащихся. Однако они подчеркивают, что пока исследования ограничиваются экспериментальными условиями. Для полноценного внедрения такого подхода в образование необходимы дополнительные исследования и разработка методик, которые можно будет масштабировать.
Эти выводы особенно актуальны для студентов, школьников и всех, кто стремится к более эффективному обучению. Подход, который может показаться сложным и трудоемким, на самом деле обеспечивает глубокое и надежное усвоение знаний, необходимых для успеха в учебе и работе.
Ранее ученые нашли ключевой механизм обучения и памяти.