Ученые приблизились к раскрытию происхождения древних хоббитов

Остров Флорес известен как родина хоббитов. Так прозвали вид людей Homo floresiensis, которые имели очень низкий рост. Три новые окаменелости, найденные на этом острове, подтверждают гипотезу о том, что этот вид произошел от Homo erectus, и его представители очень быстро стали приобретать карликовость после изоляции. Об исследовании находок ученые сообщили в журнале Nature Communications.

Фрагменты плечевой кости и зубы
Фрагменты плечевой кости и зубы, найденные на острове ФлоресИсточник: Nature Communications

Предыдущие работы показали, что Homo floresiensis некоторое время жили на Земле параллельно с нашими прямым предкам. Последние, вероятно, и ответственны за вымирание карликового вида людей. Их рост составлял всего 1,1 метра. Однако место хоббитов в эволюционном древе человечества до сих пор обсуждается учеными.

Наиболее популярной является гипотеза о том, что Homo floresiensis были потомками Homo erectus, которые обитали на острове Ява, находящемся всего в нескольких сотнях километров от Флореса. В природе широко распространен феномен островной карликовости, при котором виды уменьшаются в размерах, оказываясь на ограниченном пространстве. Например, известно, что карликовые стегодоны (родственники слонов) населяли остров Флорес вместе с хоббитами.

Однако некоторые черты Homo floresiensis, установленные по окаменелостям, были ближе не к Homo erectus, а к Homo habilis и Australopithecus afarensis. Но проблема в том, что последние виды располагались в Африке и должны были каким-то образом переместиться на Флорес и оказаться там в изоляции.

Фрагмент плечевой кости Homo floresiensis на ладони
Фрагмент плечевой кости Homo floresiensisИсточник: Yousuke Kaifu

Новые находки, сделанные на этом острове в местечке Мата Менге, помогут раскрыть тайну происхождения Homo floresiensis. Это два зуба и плечевая кость — им около 700 000 лет. Причем плечевая кость оказалась настолько маленькой, что сначала ее приняли за детскую. Дальнейшее изучение структуры позволило понять, что это часть руки взрослого Homo floresiensis. Но его рост должен был составлять всего 1 метр.

Скелет такой особи больше похож на строение африканских предков наподобие Homo habilis. Однако изучение зубов показало четкое родство с Homo erectus с соседней Явы. Таким образом, можно составить картину того, что происходило в древности с Homo floresiensis.

Фрагмент плечевой кости Homo floresiensis и часть его скелета
Фрагмент плечевой кости Homo floresiensis и часть его скелетаИсточник: Yousuke Kaifu

Авторы исследования считают, что Homo erectus перебрались на Флорес чуть более миллиона лет назад. Но всего за 300 000 лет сильно сбавили в росте, превратившись в тех самых хоббитов. Вероятно, образ жизни, вынудивший Homo floresiensis спасаться от варанов на деревьях, привел к тому, что некоторые части их скелета стали похожими на строение африканских предков, что раньше и путало ученых.

А вот часть загадки, которую человечество вряд ли узнает, это способ, с помощью которого Homo erectus переправились через сотни километров океана на Флорес, откуда не смогли вернуться. Доминирующей является гипотеза, предполагающая, что эти особи попали туда на каких-то деревянных фрагментах, пережив цунами, что для этого региона не редкость.

Напомним, ранее ученые смогли с помощью анализа ДНК пролить свет на тайну исчезновения неандертальцев.