Ученые по ДНК восстановили внешность китайского императора VI века

Группа исследователей реконструировала лицо китайского императора Ву из династии Северная Чжоу, используя ДНК, извлеченную из его останков, сообщает Phys.org. Предположительно смерть императора в 36 лет была связана с инсультом.

Император Ву был правителем династии Северная Чжоу в древнем Китае. Во время своего правления с 560 по 578 год нашей эры он построил сильную армию и объединил северную часть древнего Китая после победы над династией Северная Ци.

Император Ву был этническим сяньбэем, древней кочевой группой, жившей на территории современной Монголии, а также на севере и северо-востоке Китая. Некоторые ученые говорят, что у сяньбэй была «экзотическая» внешность: густая борода, высокая переносица и желтые волосы. Император Ву имел типичные черты лица Восточной или Северо-Восточной Азии.

Реконструкция лица императора Ву, который был этническим сяньбэем.
Реконструкция лица императора Ву, который был этническим сяньбэем.Источник: Pianpian Wei

В 1996 году археологи обнаружили гробницу императора Ву на северо-западе Китая, где были его кости, в том числе почти целый череп. Благодаря развитию исследований древней ДНК в последние годы ученым удалось восстановить более 1 млн однонуклеотидных полиморфизмов в его ДНК, которые содержали информацию о цвете кожи и волос.

Используя череп императора Ву, команда реконструировала его лицо в 3D. Результат показывает, что у правителя были карие глаза, черные волосы и кожа от темного до среднего. Черты лица были схожи с чертами внешности современных жителей Северной и Восточной Азии.

Император Ву умер в 36 лет, и его сын тоже умер в молодом возрасте без ясной причины. Некоторые археологи говорят, что император Ву умер от болезни, в то время как другие утверждают, что император был отравлен соперниками. Анализируя ДНК, исследователи обнаружили, что император подвергался повышенному риску инсульта. Это открытие согласуется с историческими записями, в которых описывалось, что у императора была афазия (утрата речевых функций), опущенные веки и странная походка — потенциальные симптомы инсульта.

Команда планирует изучить ДНК людей, живших в древнем городе Чанъань на северо-западе Китая. Чанъань был столицей многих китайских империй на протяжении тысячелетий и восточной конечной точкой Шелкового пути, важной евразийской торговой сети со второго века до нашей эры до XV века. Исследователи надеются, что анализ ДНК сможет дать больше информации о том, как люди мигрировали и обменивались культурами в древнем Китае.