Ученые обнаружили у устойчивых к антибиотикам бактерий ранее невиданную способность

05.12.2022, 07:44
Исследователи обнаружили механизм развития резистентности у супербактерий, который делает их еще опаснее.

Бактерии удивляют своей способностью уклоняться от воздействия противомикробных препаратов. Но чем больше ученые о них узнают, тем более эффективными могут становиться наши способы борьбы с супербактериями.

Вызывающий беспокойство талант бактерий к развитию устойчивости к антибиотикам представляет собой быстро растущую угрозу. Эта способность имеет древнее происхождение и позволяет устойчивым к лекарствам бактериальным инфекциям, таким как МРЗС (метициллин-резистентный золотистый стафилококк) и гонорея, ежегодно убивать 1,3 миллиона человек во всем мире. Эти супербактерии проникают даже в диких животных,  таких как дельфины и медведи.

Отчасти благодаря чрезмерному использованию антибиотиков супербактерии становятся устойчивыми ко все большему числу препаратов. Они могут делиться друг с другом генами устойчивости и быстро перенимать основные тактики, которые позволяют противостоять противомикробным препаратам.

Как справиться с резистентными бактериями

Микробиолог Детского института телемарафона имени Калинду Родриго и его коллеги обнаружили новый механизм уклонения от антибиотиков, исследуя, как стрептококк группы А реагирует на эти препараты. Эти бактерии обычно вызывают боль в горле и кожные инфекции, но они также могут привести к системным инфекциям, таким как скарлатина и синдром токсического шока.

Изучая антибиотик, обычно назначаемый для лечения стрептококковых инфекций кожи группы А, авторы работы обнаружили механизм резистентности, при котором бактерии впервые продемонстрировали способность получать фолаты (соли фолиевой кислоты) непосредственно от человека-хозяина в случае, если они не могут вырабатывать эти соединения сами.

Процесс полностью обходит действие сульфаметоксазола, антибиотика, который ингибирует синтез фолатов в бактериях, что делает препарат неэффективным. В лаборатории стрептококк группы А действительно поддается лечению сульфаметоксазолом, потому что у него нет другого доступного источника фолиевой кислоты.

В этом случае бактерии устойчивы к антибиотикам только тогда, когда они вызывают настоящую инфекцию внутри нашего организма. Это означает, что пока нет простого способа обнаружить эту устойчивость к антибиотикам в лабораториях. Этот механизм предполагает, что устойчивость к антибиотикам гораздо более разнообразна, чем предполагали исследователи ранее, и подчеркивает необходимость создания более разнообразных методов лечения бактериальных инфекций.